личинка человека
старлин спросила, как влияет на историю вальжана/восприятие ее нами - отсутствие самоубийства жавера в конце книги. (ну и там по ссылке можно прочитать подробнее. и по тегу.)
(и она очень удачно вспомнила довольно очевидную параллель: прощение епископом вальжана - прощение вальжаном жавера. крайне обманчивую параллель, ага.)
а на самом деле, если ты смотришь на вальжана не восхищенными глазами гюго, а более-менее нормально, и видишь всех его тараканов (и особенно, если видишь этих же тараканов в себе) - канонная концовка не может не повергать в сильнейшее отчаяние. человек, который так старался - который убил себя (исключительно силой воли, без всяких спецэффектов, мостов и сены) - ради того, чтобы быть хорошим. и не смог этой хорошестью принести даже толики счастья, пользы, покоя - Другому. вальжан, кающийся грешник - никогда не сможет стать мириэлем, святым. никогда не сможет творить настоящих чудес. никогда не сможет своей хорошестью, просто пройдя мимо человека - увлечь его за собой, к свету. а наоборот, нечаянно, случайно - но толкнет во мрак. почему? потому что в нем не хватило внутреннего света?
если жавер не погиб - то вальжан все делает правильно. вальжан старается достаточно.
(даже если он внутри сюжета никогда, ничего больше не узнает о жавере. не подумает и не вспомнит. или: филия vs агапе.)
(и она очень удачно вспомнила довольно очевидную параллель: прощение епископом вальжана - прощение вальжаном жавера. крайне обманчивую параллель, ага.)
а на самом деле, если ты смотришь на вальжана не восхищенными глазами гюго, а более-менее нормально, и видишь всех его тараканов (и особенно, если видишь этих же тараканов в себе) - канонная концовка не может не повергать в сильнейшее отчаяние. человек, который так старался - который убил себя (исключительно силой воли, без всяких спецэффектов, мостов и сены) - ради того, чтобы быть хорошим. и не смог этой хорошестью принести даже толики счастья, пользы, покоя - Другому. вальжан, кающийся грешник - никогда не сможет стать мириэлем, святым. никогда не сможет творить настоящих чудес. никогда не сможет своей хорошестью, просто пройдя мимо человека - увлечь его за собой, к свету. а наоборот, нечаянно, случайно - но толкнет во мрак. почему? потому что в нем не хватило внутреннего света?
если жавер не погиб - то вальжан все делает правильно. вальжан старается достаточно.
(даже если он внутри сюжета никогда, ничего больше не узнает о жавере. не подумает и не вспомнит. или: филия vs агапе.)
про кающеговя грешника не уловила)
второе - эмн, ну, да, ООС/искажение вальжана как идеи. того, о чем этот персонаж, зачем он придуман.
ммм, и фиков много про это - сначала экзистенциальный крысис, но потом типа жвж активно менторит, помогает жаверу обрести просветление/ новое понимание мира и своей цели и т.п. бугагагааааа.
получается, что жвж, реально и физически хватающий жавера за шиворот/вытаскивающий из сены/вобще не подпускающий к ней - по сути, продолжает свою линию "человека, который так старался". жвж!субъект не переубеждает жавера, а тупо не дает ему самоубиццо (т.о. жавер становится объектом)
фики именно про то, как жавер САМ, подумав у моста, либо после слов жвж (не действий, не шантажа в духе "утоплюсь вслед за вами")? а можно ссылок? бо йа навскидку не помню, плюс последние лет несколько был крайне неактивным читателем
Мне тут подумалось, что Жан Вальжан - это ведь один из нескольких у Гюго мужских персонажей "с так называемой женской системой ценностей" (т. е. персонажей, для которых личная сфера, сфера человеческих взаимоотношений, важнее общественной, идейно-политической и т. д. и т. п.). Другие такие персонажи - Фролло и Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" и Жильят в "Тружениках моря" (а вот в "Человеке, который смеется" и "Девяносто третьем годе" таких персонажей почему-то нет, но это уже офтопик). "Его родиной была Козетта" - ИМХО, перекликается с репликой Мишель Флешар в "Девяносто третьем годе": "Я стою за своих детей", вернее, наоборот, поскольку "Отверженные" раньше написаны, но в целом, думаю, понятна мысль моя неглубокая. А с так называемой традиционной точки зрения (от которой никто полностью не свободен, ни Гюго, ни даже современные феминистки) женщинам в принципе недоступен высший, религиозный уровень миропонимания. Не в том смысле, что людям женского биологического пола недоступен, а в том смысле, что некая абстрактная женственность и женскость с настоящей святостью плохо сочетается (с так называемой традиционной точки зрения, разумеется, а на самом деле ХЗ). Т. е. приоритет личной сферы перед общественной, человеческих взаимоотношений перед идеями и политикой и настоящая святость - (якобы?) чуть ли не взаимоисключающие вещи. Еще что-то вспомнилось, что была адаптация "Отверженных" для мыльной оперы, где на месте Жана Вальжана была женщина по имени Лючия, что само по себе показательно. А еще м. б. отчасти из-за этого Жана Вальжана постоянно слэшат - не разделяю это увлечение, но в чем-то могу понять. В общем, мне кажется, что все это довольно интересная мысль, и я буду ее думать.
а в принципе - Гюго, как и добрая часть писателей 19 века, пытается в своих героях нормализовать, до определенной степени, интерес и участие мужчины в "личной сфере". для него самого опыт отцовства был очень важен - и отсюда мы получаем и Вальжана, и Фролло. (но, впрочем, контраст "любовного безумия" и нормального состоятия Фролло-ученого написан как раз не субверсивно, а очень в рамках дискурса. когда мужчина слишком упарывается в личную сферу, забивая на общественную-идейную, все у него катится по ***. но Фролло смягчен описанием его взаимоотношений с Квазимодо и младшим братом Жеаном.)
ну а Квазимодо, если раскладывать по этой линейке, трагически вынужден реализовываться по женскому типу, потому что не уродился полноценным мужчиной. но преодолевает и достигает святости/героизма, и неважно, что не ради Идеи, а ради всего лишь частного человка - смог же, уже молодец.
что касается святости - наблюдение по многом верное. поскольку "человек вообще" - это мужчина, то и "святой вообще" - это святой-мужчина. но для женщин там не то что полный блок, а скорее отдельный архетип, на самом деле. мадонна. менее проработанный и более объективизированный, ну так а чего вы ожидали еще) кстати, по данному пункту я склонна выдать Гюго медальку за старания, потому что сестру Симплицию он вписывает в центральную этическую проблематику романа (вернее даже, придумывает ее случай как иллюстрацию).
но вообще классическая христианская святость есть отказ от многого традиционно-мужского. ее суть и заключается в этом отказе, отречении (от мира и его земных забот ради небесной жизни). (проблема только в том, что чтобы от чего-то добровольно, превозмогая, отказаться, надо это изначально иметь, т.е. быть мужчиной, иметь мужские социальные перспективы.) святой - это не герой, не сила, социальный авторитет и т.п. это добровольный отказ от. см.: мириэль и его уход от политики. эти границы, конечно, постоянно размываются (с одной стороны: тамплиеры!! с другой, снова и снова: духовная брань это тоже БРАНЬ, интеллигент тоже МУЖЕСТВЕНЕН, просто в своей сфере - более высокой чем ваша, между прочим!) - но по базе монах это НЕ рыцарь, не мужчина. отдельный квази-гендер, в общем-то.
UPD: да, и возвращаясь к тому что Вальжан недостаточно свят, потому что женственен )))) замечательный трюк заключается именно в том, что в жанном случае ему *не хватило* внимания и интереса к "личной сфере", к частному человеку. какая субверсия! впрочем, не уверена, что вот это все Гюго даже подсознательно туда вкладывал))
не прошло и полгода!но вообще очень сложный вопрос про объективизацию спасаемых. скажем так: вальжан, обращающий внимание на то, что у жавера есть мысли, чувства, что он человек (и сейчас этот человек примет решение убить себя) - это уже вальжан, который меньше его объективизирует, чем прежде (жавер как воплощенная идея правосудия - идея не может сомневаться, пытаться себя убить и вообще думать). а на вытаскивании из сены фики же никогда не кончаются. ясно, что если с человеком что-то настолько не так, то надо попытаться прочистить ему мозги) после того, как помешаешь ему физически самоустраниться)но. некоторая правда в том, что если воспринимать спасаемых как объект для промывки мозгов, а не как субъект, результаты будут хуже)) - все же есть. см. вальжан и монпарнас. у вальжана вообще трудности с восприятием других людей как субъектов (см. фошлеван). но гюго это не артикулирует, не предлагает решений - ну просто не мириэль ты, не уродился.
я не могу давать ссылки на всякое дерьмо (хотя бы потому, что сама их никуда не сохраняю)), а хорошие фики по "отверженным"... мне, скажем так, не попадаются)
но обычно сценарий идет по принципу: сначала увести от моста/достать из воды, потом связать и посидеть сверху, капая на мозги (длительностью от одного вечера до нескольких недель)) (если использовать метафору из варнингов, это классический дабкон), потом уже иди гуляй, думай сам)) ну в той же относительно неплохой "отставке" это все вполне четко. но с такой же частотой встречается и описание "гуляю, думаю сам" с жавером, еще не решившим окончательно, что с собой делать, убивать себя или нет, и решающим в процессе, наедине с собой.