личинка человека
Читаю радостный НЦшный тройничок (White Collar) со случайно подобранной, но чудесно попавшей в настроение неторопливой, широкой французской мелодией в наушниках - и почти физически чувствую, как внутри что-то разворачивается, разжимается. Потому что в тексте такая ситуация, когда секс/влечение/влюбленность приносит людям счастье в жизни, а не одни только ненужные, недужные проблемы. А я все время недооцениваю, как этого компонента у меня в голове не хватает. С философской точки зрения это, возможно, и спорный вопрос, но на бытовом уровне считать любые проявления сексуальности в мире - ее существование как таковое - абсолютным и абсолютно неизбежным злом - безусловно, верный путь в психушку. (Это помимо того, что мнение такое просто неправильно.)) А вот все-таки - моя неотрефлексированная позиция именно такова, до нее я каждый раз и скатываюсь, если не успею себя поймать. Спасибо журналу "Ридерз Дайджест" за мое счастливое детство. Нет, конечно, не только - там был очень неудачный комплекс где-то случайных факторов. Но все-таки впервые сталкиваться с сексом "лицом к лицу" в статьях про изнасилование - это, as a rule of thumb, неправильный метод воспитания =))
Так что вот она, одна из главных функций фанфика для меня. И, если посмотреть шире - "социально-психологический практикум" (очень понравилось выражение). Демонстрация должного, правильного, перспективно-возможного (в обществе и в общении). Перебор сценариев жизни. Базовый курс эмпатии. От идеи художественной литературы тут рожки да ножки, ага =)
Это я наткнулась на кое-какие дискуссии и заново озадачилась литературностью в высоком смысле слова. Что неудивительно, оказалось, что я ее никогда и не понимала =) Литература (синтезированное определение "под себя") - текст, открытый интерпретациям, активно порождающий их, это текст-вопрос, текст, по-школьному, поднимающий неоднозначно трактуемые проблемы.
И вот поэтому фанфик как вторичный текст редко литературен. Фанфик несет дополнительную долю несамостоятельности - по сравнению с "классическим" произведением, опирающимся на какое-то другое (из тех, что в апологетических списках называют легитимными, изданными фанфиками). Фанфик, как его понимаю я, обычно предлагает вариант ответа на некоторый вопрос, поставленный к исходному тексту - и только в совокупности с тем текстом может порождать новое художественное измерение. Его смысл - во взаимодействии с каноном, в некой субверсии его, вне этого акта он зачастую, таки да, набор старых сюжетных ходов и клише, которые сами по себе смысла не создают. А вот в их противопоставлении содержанию канона - а не просто учитывании его как нейтрального фона - появляются электрические полюса и пробегает искра разряда! Не просто какие-то люди занимаются кинковым сексом - им наслаждаются всем нам знакомые, в этой системе - авторитетные персонажи, и это сразу становится statement: что "хорошие люди" могут получать от него удовольствие, что при этом они будут вот так себя вести и ощущать, и в этом можно не видеть ничего странного-извращенного - нет, все как обычно. В совокупности с авторитетом канонических образов - это вполне нетривиальное утверждение. А не просто - какие-то люди с какими-то жизненными обстоятельствами занимаются сексом. О, нет. Вся соль проблемы - убедительно ли выглядит кинк в их исполнении, правильно ли раскрыто в тексте взаимодействие персонажей в этой ситуации - и если нет, как должно быть на самом деле - обеспечивается незримым существованием канона. И его открытостью любым другим "дополнениям": если данное не устраивает, придумай так, как надо. Или как могло бы быть еще, другой возможный вариант. Фанфик сразу дает ответ на незаданный вопрос - и предлагает вопрос угадать, понять, рассмотреть самостоятельно и, возможно, ответить иначе. Рассматривать фанфик как законченную художественную систему в отрыве от канона - нерационально.
Если что, это я лично для себя Америку открыла =)
И сюда же - зацепившая мысль про повышенный уровень комфорта, предоставляемый читателю фанфикшеном - и вообще литературой низкого сорта. Конкретная связь с низкосортностью была очевидна говорящему, но неочевидна мне. Разве что понимать это так, как из определения выше: хороший текст должен ставить нетривиальную проблему, и ставить настойчиво, изо всех сил, побуждая читателя искать ответы. Комфорт с этим состоянием, видимо, мало совместим =) А фанфик, скажем, обычно уже заключает в себе ответ - и требует разве что понять и согласиться с ним. Это если фанфик один. А если в голове у человека поселился определенный, фандомный способ взаимодействия с текстом - тогда все иначе, тогда человек начинает генерировать связки таких вопросов-ответов как самостоятельно, так и при дополнительной стимуляции чужими фанфиками =) То есть художественно размышлять при помощи (=> художественных) текстов.
Эти рассуждения придумывались как уточняющие, а никак не обобщающие. Один из способов рассказать про фандом, а не универсальный способ его описать. Опять же, на всякий случай =)
Так что вот она, одна из главных функций фанфика для меня. И, если посмотреть шире - "социально-психологический практикум" (очень понравилось выражение). Демонстрация должного, правильного, перспективно-возможного (в обществе и в общении). Перебор сценариев жизни. Базовый курс эмпатии. От идеи художественной литературы тут рожки да ножки, ага =)
Это я наткнулась на кое-какие дискуссии и заново озадачилась литературностью в высоком смысле слова. Что неудивительно, оказалось, что я ее никогда и не понимала =) Литература (синтезированное определение "под себя") - текст, открытый интерпретациям, активно порождающий их, это текст-вопрос, текст, по-школьному, поднимающий неоднозначно трактуемые проблемы.
И вот поэтому фанфик как вторичный текст редко литературен. Фанфик несет дополнительную долю несамостоятельности - по сравнению с "классическим" произведением, опирающимся на какое-то другое (из тех, что в апологетических списках называют легитимными, изданными фанфиками). Фанфик, как его понимаю я, обычно предлагает вариант ответа на некоторый вопрос, поставленный к исходному тексту - и только в совокупности с тем текстом может порождать новое художественное измерение. Его смысл - во взаимодействии с каноном, в некой субверсии его, вне этого акта он зачастую, таки да, набор старых сюжетных ходов и клише, которые сами по себе смысла не создают. А вот в их противопоставлении содержанию канона - а не просто учитывании его как нейтрального фона - появляются электрические полюса и пробегает искра разряда! Не просто какие-то люди занимаются кинковым сексом - им наслаждаются всем нам знакомые, в этой системе - авторитетные персонажи, и это сразу становится statement: что "хорошие люди" могут получать от него удовольствие, что при этом они будут вот так себя вести и ощущать, и в этом можно не видеть ничего странного-извращенного - нет, все как обычно. В совокупности с авторитетом канонических образов - это вполне нетривиальное утверждение. А не просто - какие-то люди с какими-то жизненными обстоятельствами занимаются сексом. О, нет. Вся соль проблемы - убедительно ли выглядит кинк в их исполнении, правильно ли раскрыто в тексте взаимодействие персонажей в этой ситуации - и если нет, как должно быть на самом деле - обеспечивается незримым существованием канона. И его открытостью любым другим "дополнениям": если данное не устраивает, придумай так, как надо. Или как могло бы быть еще, другой возможный вариант. Фанфик сразу дает ответ на незаданный вопрос - и предлагает вопрос угадать, понять, рассмотреть самостоятельно и, возможно, ответить иначе. Рассматривать фанфик как законченную художественную систему в отрыве от канона - нерационально.
Если что, это я лично для себя Америку открыла =)
И сюда же - зацепившая мысль про повышенный уровень комфорта, предоставляемый читателю фанфикшеном - и вообще литературой низкого сорта. Конкретная связь с низкосортностью была очевидна говорящему, но неочевидна мне. Разве что понимать это так, как из определения выше: хороший текст должен ставить нетривиальную проблему, и ставить настойчиво, изо всех сил, побуждая читателя искать ответы. Комфорт с этим состоянием, видимо, мало совместим =) А фанфик, скажем, обычно уже заключает в себе ответ - и требует разве что понять и согласиться с ним. Это если фанфик один. А если в голове у человека поселился определенный, фандомный способ взаимодействия с текстом - тогда все иначе, тогда человек начинает генерировать связки таких вопросов-ответов как самостоятельно, так и при дополнительной стимуляции чужими фанфиками =) То есть художественно размышлять при помощи (=> художественных) текстов.
Эти рассуждения придумывались как уточняющие, а никак не обобщающие. Один из способов рассказать про фандом, а не универсальный способ его описать. Опять же, на всякий случай =)