личинка человека
Меня так раздражает Ремарк. Почему меня так раздражает Ремарк?
От скуки взяла первую попавшуюся нечитанную классическую книжку - "Триумфальная арка". Вообще-то я самое главное у Ремарка уже давно прочитала, в раннеподростковом возрасте, и тогда оно воспринималось, конечно, очень хорошо. Да и сейчас, чуть только речь у него заходит о войне, ну или о других трагичных подробностях нищего быта - Ремарк рулит однозначно, прекрасно умеет пользоваться своим личным опытом. Но как только ему приходится поднапрячься и попытаться обрисовать чью-то психологию, помимо главного героя, в котором он очень безыскусно выводит себя самого - приходится давать по тормозам.
Ремарк абсолютно, просто болезненно не умеет думать за других людей. Просто не умеет вылезти из своей черепной коробки и залесть в чужую. Это не обязательно человеческий недостаток, но писательский - точно. А из-за того, как он оформляет свой текст - close 3rd person narrative - все мысли и описания окружающего автоматически приписываются главному герою, который выходит патологическим эгоистом. И, вспомная другие его романы, у Ремарка это хроническая проблема - он в каждом герое пишет себя, себя, себя. И, что интересно, словно не замечает этого. Т.е. это могла бы быть фича, да, но у него это баг. "Восприятие автора" и "восприятие главного героя" свободно перетекают друг в друга, в конечном счете сливаются.
Где-то на первых страницах есть безумно смешная сцена: герой подходит к зеркалу, смотрится в него, и дальше автору приходит в голову, что это отличная возможность описать его благородную внешность. Что, естественно, в тексте выглядит как крайний нарциссизм.
И как забавно выглядит, что, вводя на сцену нового персонажа, сказавшего пару неприятных фраз главному герою, автор сразу же начинает ругать этого человека на все лады (ну, описывать, какое он полное ничтожество). Дальше, по ходу текста, конечно, это подтверждается какими-то "фактами", но поначалу выглядит просто дико.
И из-за этого особенно смешны попытки Ремарка (во всех романах одинаково неудачные) написать любовную линию: женщина - всегда Другая, некое таинственное и загадочное нечто, к которому применять обычные человеческие категории - абсурд. Мягко говоря, это не то, что меня сегодня интересует в романтических сюжетах. (И я не удержалась и в одном месте исчеркала карандашом поля: "frak you" и еще что-то про Татьяну с Онегиным - он ее "полюбил", как только увидел в интересной "обертке".)
Из-за этого тоже складывается впечатление, что Ремарку идея "речевой характеристики героя" доступна еще менее, чем мне (а у меня с этим термином вооруженный нейтралитет). Ремарк вписывает сентенции в уста любому из персонажей, какие ему подвернутся под руку, чтобы "подтолкнуть" героя к какому-то поступку, иногда их произносит сам герой, просто под настроение (желая продемонстрировать свой колоссальный ум). Причем это настолько пафосно и напыщенно звучит, что разве что в четырнадцать лет только и можно было это воспринимать всерьез.
Его спасает только то, что главный герой - довольно интересный человек, много пережил, любит думать и прочее в том же роде, весь из себя одинокий и загадочный. То есть, если ты одинокий подросток, читать такое в любом случае приятно. Но последнее "попадание" в таком духе у меня было со "Степным волком" (ах! это будто про меня написано! - на что мне один умный человек с улыбкой заметил: ага, точно то же думают почти все, кто читает эту книжку), после чего меня как-то стали больше интересовать окружающие люди и их взаимодействия, чем раскопки своего неповторимого внутреннего мира. А мироощущение в романах Ремарка осталось на том же уровне.
Короче, я где-то полторы сотни страниц прочитала. Надо будет осилить до конца, там "картина времени" все-таки интересно показана. Но раздражает, не могу.
...Well, I never said I was a nice person. Nope. Я такая недобрая - почему я такая недобрая? В том смысле что - почему я такая резкая и категоричная, никак не могу к этому привыкнуть. А еще, что интересно, всем на мои Мнения, по большому счету, наплевать - удивительно просто. Я считаю, что я права, а все остальные неправы =))) Но ведь я же права? Я права =)
От скуки взяла первую попавшуюся нечитанную классическую книжку - "Триумфальная арка". Вообще-то я самое главное у Ремарка уже давно прочитала, в раннеподростковом возрасте, и тогда оно воспринималось, конечно, очень хорошо. Да и сейчас, чуть только речь у него заходит о войне, ну или о других трагичных подробностях нищего быта - Ремарк рулит однозначно, прекрасно умеет пользоваться своим личным опытом. Но как только ему приходится поднапрячься и попытаться обрисовать чью-то психологию, помимо главного героя, в котором он очень безыскусно выводит себя самого - приходится давать по тормозам.
Ремарк абсолютно, просто болезненно не умеет думать за других людей. Просто не умеет вылезти из своей черепной коробки и залесть в чужую. Это не обязательно человеческий недостаток, но писательский - точно. А из-за того, как он оформляет свой текст - close 3rd person narrative - все мысли и описания окружающего автоматически приписываются главному герою, который выходит патологическим эгоистом. И, вспомная другие его романы, у Ремарка это хроническая проблема - он в каждом герое пишет себя, себя, себя. И, что интересно, словно не замечает этого. Т.е. это могла бы быть фича, да, но у него это баг. "Восприятие автора" и "восприятие главного героя" свободно перетекают друг в друга, в конечном счете сливаются.
Где-то на первых страницах есть безумно смешная сцена: герой подходит к зеркалу, смотрится в него, и дальше автору приходит в голову, что это отличная возможность описать его благородную внешность. Что, естественно, в тексте выглядит как крайний нарциссизм.
И как забавно выглядит, что, вводя на сцену нового персонажа, сказавшего пару неприятных фраз главному герою, автор сразу же начинает ругать этого человека на все лады (ну, описывать, какое он полное ничтожество). Дальше, по ходу текста, конечно, это подтверждается какими-то "фактами", но поначалу выглядит просто дико.
И из-за этого особенно смешны попытки Ремарка (во всех романах одинаково неудачные) написать любовную линию: женщина - всегда Другая, некое таинственное и загадочное нечто, к которому применять обычные человеческие категории - абсурд. Мягко говоря, это не то, что меня сегодня интересует в романтических сюжетах. (И я не удержалась и в одном месте исчеркала карандашом поля: "frak you" и еще что-то про Татьяну с Онегиным - он ее "полюбил", как только увидел в интересной "обертке".)
Из-за этого тоже складывается впечатление, что Ремарку идея "речевой характеристики героя" доступна еще менее, чем мне (а у меня с этим термином вооруженный нейтралитет). Ремарк вписывает сентенции в уста любому из персонажей, какие ему подвернутся под руку, чтобы "подтолкнуть" героя к какому-то поступку, иногда их произносит сам герой, просто под настроение (желая продемонстрировать свой колоссальный ум). Причем это настолько пафосно и напыщенно звучит, что разве что в четырнадцать лет только и можно было это воспринимать всерьез.
Его спасает только то, что главный герой - довольно интересный человек, много пережил, любит думать и прочее в том же роде, весь из себя одинокий и загадочный. То есть, если ты одинокий подросток, читать такое в любом случае приятно. Но последнее "попадание" в таком духе у меня было со "Степным волком" (ах! это будто про меня написано! - на что мне один умный человек с улыбкой заметил: ага, точно то же думают почти все, кто читает эту книжку), после чего меня как-то стали больше интересовать окружающие люди и их взаимодействия, чем раскопки своего неповторимого внутреннего мира. А мироощущение в романах Ремарка осталось на том же уровне.
Короче, я где-то полторы сотни страниц прочитала. Надо будет осилить до конца, там "картина времени" все-таки интересно показана. Но раздражает, не могу.
...Well, I never said I was a nice person. Nope. Я такая недобрая - почему я такая недобрая? В том смысле что - почему я такая резкая и категоричная, никак не могу к этому привыкнуть. А еще, что интересно, всем на мои Мнения, по большому счету, наплевать - удивительно просто. Я считаю, что я права, а все остальные неправы =))) Но ведь я же права? Я права =)