По чьей-то случайной чудесной подсказке я пошла и посмотрела "Гамлета" (постановки БиБиСи 2009 г., с кучей знакомых актеров, включая Теннанта и Патрика Стюарта).
Наверное, сложно найти более подходящую версию для первого знакомства (нет, конечно, я читала пьесу в школе, но это было давно и неправда). Она очень непосредственная (immediate), искренняя, настоящая в горе и страхе и безумии. Этому замечательно способствуют современные костюмы и современный кастинг... Мне вообще нравится, как в современном кино
люди выглядят как люди, я могу вечно любоваться их лицами, до того они живые. Настоящее лицо уже не может не внушать сопереживание, эмпатию. И то, что среди актеров много чернокожих (включая Горацио), и что один из послов в Норвегию - женщина, - это еще добавляет непосредственности. И очень интересно оттеняет, например, образ Офелии в его традиционной, патриархальной фемининности.
И язык - да, я смотрела по-английски с сабами и практически всё разобрала. Мне это напомнило, как несколько лет назад, с почти нулевым словарным запасом, я читала "За 80 дней вокруг света" по-французски: скачала аудиокнигу и одновременно следила по тексту. Стратегия "брось её в воду - авось выплывет". Из-за живых интонаций актеров староанглийский стал казаться как бы отдельным иностранным языком, способным выразить любые эмоции без "пыли веков", без искусственно-театральной напыщенности.
Но самое главное и сильное мое впечатление от постановки: fucking scary. Очень страшно. Лучше всего я это не буду выражать словами, но песней:
Oh Death. Как кажется, идеально передает главную идею-чувство пьесы.
еще впечатленияВ школе мне казалось самоочевидным, что конфликт Гамлета - конфликт между древним, античным понятием о мести и христианской идеей прощения и любви и т.д. Теперь мне лучше видно, что - отнюдь не только... Гамлет - более утонченная-интеллигентная-what-have-you фигура, и он не может просто и спокойно убить человека - в отличие от Пирра, в отличие от сразу загоревшегося Лаэрта. Гамлет чувствует, что если убьет Клавдия во время молитвы, с холодной решимостью - его вина будет сильнее (по следам Википедии: bitch, please! если он такой упертый христианин, с чего бы ему гадать о природе смерти, "the undiscovered country"? у него уже есть мозги! и к черту историческую перспективу). Чтобы убить Клавдия, Гамлету нужно для начала сойти с ума. Для кого-то это делает его человеком слабым, безвольным, вечным резонером - as if. С другой стороны, нельзя всё просто сводить к понятию "античной мести". Если и в наш просвещенный век, например, мать решится отомстить убийце своей дочери - и убьет его в здравом рассудке, - мы всё равно будем на её стороне, не осмелимся осудить.
Безумие. Для сторонних наблюдателей оно начинается уже тогда, когда человек перестает соблюдать внешний этикет, вести себя "как положено". Изнутри же - ему сначала становятся безразличными социальные условности, а затем - затем и сама жизнь. Он погружается - во что-то, в свою внутреннюю драму - так глубоко, что уже не способен адекватно реагировать на окружающую реальность. Он воспринимает ее только как комментарий к своим мыслям, отказывает ей в независимости (всё вокруг существует только для меня, а не само по себе, со своей собственной целью и agency). Да и что иное есть глубокое горе, как не безумие?
Горе от смерти горячо любимого человека - отца. Офелия и Лаэрт мне здесь кажутся как бы комментарием, двумя крайностями Гамлета. Офелия сходит с ума, Лаэрт бросается без раздумий в горячку мести, а Гамлет разрывается между этими двумя полюсами.
И вся трагедия - о том, как распространяется эта зловонная болезнь, заразная болезнь - смерть. Все монологи Гамлета - о его отце, гниющем в могиле, "быть или не быть", "бедный Йорик" - создают соответствующую атмосферу. Когда умирает кто-то горячо любимый - это такой шок, от которого сложно оправиться. Гамлет изнывает в этой борьбе, и в минуту безрассудства, случайно убивает Полония, и передает эту же горячку его обоим детям, и в конце концов, в финале пьесы вся семья, да что там - почти все действующие лица погибают. Да, финальная сцена выглядит откровенно неправдоподобной, если не учитывать этого общего настроения; но она только иллюстрация к нему, и тогда - закономерный финал. Очень жуткая пьеса.
Да, я ведь не перечитывала саму пьесу, а постановка, конечно, с сокращениями. По этому поводу кто-то высказался на IMDb:
The triumph of the RSC's 2009 version of Hamlet is that each actor speaks each line with emotional clarity. Yes, I know that with emotional clarity there is less of the dialogue open to the viewers' interpretation. This is a "Hamlet" that clearly believes the ghost of Hamlet's father was real. This a "Hamlet" that believed that Ophelia loved Hamlet and that Hamlet truly loved Ophelia. This is a "Hamlet" that believes Hamlet was in great danger, if he directly attempted to overthrow Claudius from the throne, so Hamlet had to feign madness to achieve his objective. And, yes, this is a "Hamlet" that believed Hamlet's madness was feigned.
I have thought and read "Hamlet", where each of those points of view were opposite, but this 2009 productions strong points of view didn't bother me at all. I found its clarity of mind almost refreshing, if not liberating, because without all of the ambiguity, I could simply enjoy the action and drama.
Так что, очевидно, мне самой надо бы прочитать и подумать надо всеми этими двусмысленностями.
Что касается других интересных интерпретаций, которые я вычитала в википедии.
То, что мысли и мотивы Гертруды нам остаются неизвестны, и нас как бы влечет по течению к точке зрения Гамлета (она знала об убийстве и она из-за похоти вышла за Клавдия) - это очевидное и забавное наблюдение. Понятное дело, что до Гертруды никогда никому дела нет и не было. She lacks agency =) В этой постановке она, кажется, любит Клавдия, но об убийстве может и не знать, и у меня мелькала такая мысль =) Из интересно-загадочной фигуры в начале пьесы она постепенно превращается в зеркало, отражение происходящего вокруг ужаса, и, конечно, в объект гамлетовских укоров. Очень интересная сцена, когда после Гамлета к ней входит Клавдий: она смотрит на него испуганными глазами и ничего не решается сказать. С этого момента она утрачивает всякую само-ценность в действии.
А Офелия - очень интересно играет в первой сцене с Лаэртом, вроде как "я поняла все твои советы, но все равно буду пользоваться своим умом" - сцена чрезвычайно современная. Но уже через пять минут она на все соглашается, "посоветуйте мне, отец - да-да, как скажете, отец", и это явно противоречит как предыдущему решению (они с Лаэртом дружно закатывают глаза из-за занудства Клавдия), как и последующему - она сходит с ума, потому что тоже безумно любила отца. Логики мало, но зато высвечивается много нелепости в образе традиционной женственности. Она и одета очень странно - голые руки, глубокий вырез - явным контрапунктом к официальным костюмам мужчин. И камера с ней работает in the typical 'male gaze' mode. Пожалуй, да, она любит Гамлета, и очень искренне горюет из-за его утраченного рассудка - но в то же время она действует строго в рамках, предписанных ей окружающими (пойди туда, скажи ему то). Пока не сходит с ума. В общем, the role deconstructs itself (with the director's help). И из-за этого мне очень нравится. ...Хотя, да, может, она не столько любила отца, сколько отдалась его воле, как это и типично для женщины тех веков? Остаться без мужа, брата и отца, одной на свете - это требует совсем иного мироонимания, воли, к которой жизнь ее совершенно не подготовила. Хм.
Фрейдисты - смешные ребята, стреляют из пушек по воробьям. Они говорят довольно правильные вещи, и указывают интересные психологические механизмы - но говорят (либо их воспринимают) очень грубо, плоско. А так, вполне возможна и такая интерпретация: что Гамлет воспринимает повторный брак матери как измену не просто отцу, но и себе самому, измену их любящей семье, и ревнует её к Клавдию поэтому. И, возможно, винит себя за это. И что Офелия так безумно любит отца, потому что у нее не было возможности от него отдалиться, осознать себя как самостоятельную личность.
Еще мне стало ясно, откуда в мультифандомных архивах столько слэша Гамлет/Горацио: последняя сцена очень... трогательная. В любом смысле, какой кому нужен.
Кажется, всё пока?