личинка человека
Насчет всяких лихих Вальжанов-каторжников, особенно из старого Голливуда. Вещь очевидная, но у меня контекста раньше было мало - а в новогодние каникулы мы с отцом посмотрели "Побег из Шоушенка". (Отличный фильм, кстати - особенно после того, как я проржалась насчет всех !!драматичных сюжетных ходов, которые сегодня уже настолько заштампованы, что в каждой тюремной АУшке и омегаверсе их лепят подряд
)
И мне стало понятно, какую историю в судьбе Вальжана видят американцы: о преодолении обстоятельств. Хороший человек, к которому была крайне несправедлива судьба, а он сумел все выдержать и справиться с нею. Победил - живи и радуйся. Если сможешь отбросить горечь из-за потерянных лет и жить, глядя вперед, а не назад - так вообще, образец человека. (И именно поэтому она обязана заканчиваться хэппи-эндов. Это история-вдохновение.)
И религиозность голливудских Вальжанов тоже какая-то очень... американская. Вот по ощущениям - чистый американский консерватизм.
(В скобках замечу, что я сама до конца не могу поставить тему "Вальжан+религия" в правильный контекст. Потому что для меня "нормальный" уровень религиозности - это чистый ноль. Все, что больше - это выделяется, это значит, что человек специально думал, это его чисто личный выбор, это маркировано. Для юга США - понятно, но и для Франции 19 века уровень этот отнюдь не нулевой! Но при этом они разные! етс. Кстати, ведь вообще-то Вальжан к официальной религии несколько параллельно относится, у него в голове своя система. И всей официальной иерархии - что светской (закон и Жавер), что духовной (тот-епископ-на-каторге) он с полным правом не доверяет.
Короче, американцам не очень ясно, почему Вальжан должен в чем-то раскаиваться, особенно после того, как епископ помог ему простить свое прошлое и зажить ради будущего. (И если так посмотреть, то я очень даже готова с ними согласиться.)) Но для них духовный путь Вальжана завершен в таком раскладе уже к Монрейлю, и дальше он только может подтверждать свое окончательное преображение (и не-держание зла за прошлое) всякими хорошими поступками. Героизм в том, чтобы *не скатываться* к тому состоянию, из которого епископ его вытащил. (И поэтому, наверно, quintessential Вальжан у них никогда не пойдет на каторгу по второму разу - в этом нет смысла для истории! И вообще будет не столько решать проблему "я или Шанматье", сколько "как рискнуть ради хорошего дела" - и планировать тщательно, как после него сбежать ото всяких Жаверов.)
Вот и, кстати, Вальжан Депардье, мне кажется, ощутимо сдвинут в эту сторону - особенно по сравнению с прочими французами (как-никак, все же национальная классика, и все предыдущие режиссеры старательно ботали киприч и ровно по нему Вальжанов лепили - ну и Дайан не могла не держать весь этот опыт в голове). Он ведь весь фильм по мелким частям приходит к пониманию, сколько он должен, встреча с епископом для него - не инсайт и полный переворот, а только первый толчок по тому пути. И только к концу фильма он приходит к тому страшному идеалу самопожертвования, каким книжный Вальжан загонялся изначально (ну или минимум с Арраса). Вон товарищ Rosa ругается на его "эгоизм" и на то, что его по этому пути надо толкать и толкать всем обстоятельствам фильма - а по мне, гениально ж придумано. И допинайте меня, наконец, это перевести. Это ж чуть не единственная экранизация, которая привлекает внимание к динамике характера Вальжана после епископа.
Нисон... хотя знает за собой много всякого нехорошего, по отношению к жизни все равно попадает в эту же категорию. А для борьбы с нехорошим он больше всех Вальжанов загоняется именно официальной религией (это вот я точно от кого-то еще сто лет назад слышала). Может быть, он всю экранизацию живет где-то на уровне канонного Вальжана-в-Монрейле.
А теперь, внимание, вопрос. Какой у нас в мюзикле Вальжан? о.О Играть там можно всякое, но прописанной мотивации в парижской части у него нет. ...И теперь я буду сидеть и думать, что же все-таки там играет товарищ Джекман. Но вот в "Who am I?" у него никакой этой сложности я не помню.
Для справок: наши рассуждения про канонного Вальжана. 1 & 2 & 3.
Я вот сама многое забыла уже! Перечитала сейчас - и жутко захотела полюбоваться, как Вальжана будет трясти (и как у него с хрустом рухнет эта вся система), если Жавер придет и донесет до него содержание своего инсайта на набережной, в той или иной форме. Потому что Жаверу он не сможет не поверить. (Мариусу... Мариусу вот сумел бы, я боюсь.) Ну, что-то похожее в сиквеле к Resignation было, но мне кажется, колбасить его будет еще больше.

И мне стало понятно, какую историю в судьбе Вальжана видят американцы: о преодолении обстоятельств. Хороший человек, к которому была крайне несправедлива судьба, а он сумел все выдержать и справиться с нею. Победил - живи и радуйся. Если сможешь отбросить горечь из-за потерянных лет и жить, глядя вперед, а не назад - так вообще, образец человека. (И именно поэтому она обязана заканчиваться хэппи-эндов. Это история-вдохновение.)
И религиозность голливудских Вальжанов тоже какая-то очень... американская. Вот по ощущениям - чистый американский консерватизм.
(В скобках замечу, что я сама до конца не могу поставить тему "Вальжан+религия" в правильный контекст. Потому что для меня "нормальный" уровень религиозности - это чистый ноль. Все, что больше - это выделяется, это значит, что человек специально думал, это его чисто личный выбор, это маркировано. Для юга США - понятно, но и для Франции 19 века уровень этот отнюдь не нулевой! Но при этом они разные! етс. Кстати, ведь вообще-то Вальжан к официальной религии несколько параллельно относится, у него в голове своя система. И всей официальной иерархии - что светской (закон и Жавер), что духовной (тот-епископ-на-каторге) он с полным правом не доверяет.
Короче, американцам не очень ясно, почему Вальжан должен в чем-то раскаиваться, особенно после того, как епископ помог ему простить свое прошлое и зажить ради будущего. (И если так посмотреть, то я очень даже готова с ними согласиться.)) Но для них духовный путь Вальжана завершен в таком раскладе уже к Монрейлю, и дальше он только может подтверждать свое окончательное преображение (и не-держание зла за прошлое) всякими хорошими поступками. Героизм в том, чтобы *не скатываться* к тому состоянию, из которого епископ его вытащил. (И поэтому, наверно, quintessential Вальжан у них никогда не пойдет на каторгу по второму разу - в этом нет смысла для истории! И вообще будет не столько решать проблему "я или Шанматье", сколько "как рискнуть ради хорошего дела" - и планировать тщательно, как после него сбежать ото всяких Жаверов.)
Вот и, кстати, Вальжан Депардье, мне кажется, ощутимо сдвинут в эту сторону - особенно по сравнению с прочими французами (как-никак, все же национальная классика, и все предыдущие режиссеры старательно ботали киприч и ровно по нему Вальжанов лепили - ну и Дайан не могла не держать весь этот опыт в голове). Он ведь весь фильм по мелким частям приходит к пониманию, сколько он должен, встреча с епископом для него - не инсайт и полный переворот, а только первый толчок по тому пути. И только к концу фильма он приходит к тому страшному идеалу самопожертвования, каким книжный Вальжан загонялся изначально (ну или минимум с Арраса). Вон товарищ Rosa ругается на его "эгоизм" и на то, что его по этому пути надо толкать и толкать всем обстоятельствам фильма - а по мне, гениально ж придумано. И допинайте меня, наконец, это перевести. Это ж чуть не единственная экранизация, которая привлекает внимание к динамике характера Вальжана после епископа.
Нисон... хотя знает за собой много всякого нехорошего, по отношению к жизни все равно попадает в эту же категорию. А для борьбы с нехорошим он больше всех Вальжанов загоняется именно официальной религией (это вот я точно от кого-то еще сто лет назад слышала). Может быть, он всю экранизацию живет где-то на уровне канонного Вальжана-в-Монрейле.
А теперь, внимание, вопрос. Какой у нас в мюзикле Вальжан? о.О Играть там можно всякое, но прописанной мотивации в парижской части у него нет. ...И теперь я буду сидеть и думать, что же все-таки там играет товарищ Джекман. Но вот в "Who am I?" у него никакой этой сложности я не помню.
Для справок: наши рассуждения про канонного Вальжана. 1 & 2 & 3.
Я вот сама многое забыла уже! Перечитала сейчас - и жутко захотела полюбоваться, как Вальжана будет трясти (и как у него с хрустом рухнет эта вся система), если Жавер придет и донесет до него содержание своего инсайта на набережной, в той или иной форме. Потому что Жаверу он не сможет не поверить. (Мариусу... Мариусу вот сумел бы, я боюсь.) Ну, что-то похожее в сиквеле к Resignation было, но мне кажется, колбасить его будет еще больше.
Мне Вальжан Депардье кажется такой тяжелой неповоротливой глыбищей, которую вот так взять и перевернуть не под силу ни одному епископу. Толкнуть, чтобы она меееедленно начала переворачиваться, да, но не взять и перевернуть.
Вальжан Депардье вон, и спасая Мариуса, еще не завершил свой путь; он делает это, на абсолютно и исключительно для Козетты. Конечно, она в принципе во многом руководит его действиями, но не в том плане, не настолько.
Но при этом там присутствует вальжановское признание. Наверное, вот в этом месте, если постараться, можно своей игрой несколько расширеннее показать мучения Вальжана и в Париже. и в финале тоже можно показать, думаю, его абсолютное самопожертвование. другое дело, что между этим и, там, who am I теряется огромный кусок его дороги. например, потому, что разрешение ситуации с мариусом тут не показано его жертвой. хотя бы.
А вообще меня не раз настигало впечатление (я знаю, знаю! оно спровоцировано тем, что 6 июня я слушала от своры о том, что вальжан до второй каторги еще не окончательно ощущает себя, ну... ничтожным человеком), что вальжан в монрейле еще недостаточно (для самого вальжана, каким он будет позже))) эээ... как это сказать. ну, в общем, какие-то ошметки гордости, возможно, у него сохранились. или что-то такое. не знаю. но как бы - он вот пытается исправиться (я тут умудрилась уже забыть о том, как он разыскивал малыша жерво и в монрейль толпами валили трубочисты, а мне тут напомнили то ли фики, то ли что), но только в париже уже совсем доходит до этого... ну, страшного идеала, как ты говоришь. и, наверное, потом он еще раз, типа, окончательно, преодолевает себя - когда узнает о мариусе, когда приходит на баррикаду и спасает его. спасти жавера там для него естественно, спасти мариуса - еще нет?.. хотя эти моменты я плохо помню в плане размышлений вальжана. :/
в общем, это не значит, что это все сильно healthy
и у него путь, и перевороты. фантина, мне кажется, тоже переворот, пусть небольшой (все-таки чувствует себя виноватым за ее увольнение, хм?).
И блин. Да. Представила теперь, как Жавер (сложно представить с его неразговорчивостью - He wished for Javert to step down and talk of his thoughts of the past few hours, to give voice to all his anguish and uncertainty, to unburden his soul as though Valjean were a priest and Javert his parishioner! (с), - но мда) выкладывает Вальжану все, что у него накипело. Хотя все-таки очень сложно представить, он бы не смог так нормально по полочкам разложить... но даже если бы кусками, сумбурно и нелепо.
а я вообще надеялась, что ты там переводишь втихомолку. или ты переводишь? :P
Verit, а я вообще надеялась, что ты там переводишь втихомолку. или ты переводишь? :P
да я тоже надеялась
все, на остальное завтра отвечу, поспать бы надо)
ну вот да. и всегда это можно оформить в стиле сцены с увольнением: "вот почему я перед вами такое говно, что нет мне прощенья".
Вальжан в мюзикле, я не раз говорила, меня часто не устраивает именно парижской частью. И в фильме как-то похоже сложилось. Его там просто слишком мало; вот фильм несколько добавил (самую малость - строчки после письма мариуса), но в целом - еще и из-за bring him home, конечно, из-за того, что у него нет особых терзаний по поводу мариуса (вот это вполне укладывается в "не скатиться обратно к тому, что было", да?), нету ситуации, когда ваще непонятно, чего он на баррикаду идет, спасать его или нет.
дадада, в общем, ппкс всему абзацу)) (и про 2000-й, да!!)
меня, как я тоже говорила, в данном случае еще очень удивляет, когда вальжан дает жаверу свой адрес на баррикаде - до того, как принять решение спасти мариуса в фильме. да и в мюзикле вообще это выглядит чрезвычайно внезапно. то есть, кажется, это и в книге не так чтобы очевидно с первого раза. в некоторых местах гюго пишет телеги про его душевные терзания, а здесь только показывает картинку. что, конечно, смотрится ужасно эффектно, но непонятно. это же мы только потом со сворой и остальными до конца восстановили, что у него в мозгах происходило. что он об жавера решил убиться - очень удобно! (внезапно мне интересно, так ли легко было бы вальжану отпустить его в другой ситуации. в общем, да, легко. понадеялся бы, как всегда, на бога - авось еще и не разыщет жавер потом. но, может быть, он не был бы до того суров в доску, его бы подколки жавера больше пронимали? ой, вряд ли.)
ну и далее - гюго нам дает переживания вальжана в ночь свадьбы - наедине. а мюзикл - только разговор с мариусом. что, вкупе с полной внезапностью такого поворота дел, опять не может не выбивать немного.
а может, я просто к тексту отношусь сильно иначе, чем к визуалке. для текста многослойность и неочевидность - гораздо меньший недостаток. над ним надо думать и копаться!! и перечитывать. а кино я воспринимаю почему-то таким... цельным куском. а вот то, что мы делаем - пересматриваем, следим за нюансами игры актеров - кажется мне как бы... что оно на это не рассчитывалось. как и на написание фиков. то есть, актер может играть прекрасную continuity, но если ее из него надо с усилиеям выискивать вопреки замыслу режиссера - это все же фейл. а вот у гюго это фича, ага.
вальжан в монрейле еще недостаточно (для самого вальжана, каким он будет позже)))
ага, я вот тоже пытаюсь для себя это все разложить. но все равно! канонный вальжан в монрейле гораздо замороченней, чем, эээ, вальжан типовой американский ))) у него уже есть эта замечательная установка: "отныне для него уже не может быть середины, и если он не станет лучшим из людей, то станет худшим из них". чего как раз у американцев не наблюдается.
фантина, мне кажется, тоже переворот, пусть небольшой (все-таки чувствует себя виноватым за ее увольнение, хм?).
дадада, вот это очень интересно. стал ли он благодаря тому случаю чуть больше сомневаться, что он облагодетельствовал весь город и все щасливы - и поэтому не смог себя убедить, когда размышлял, пойти ли ему сдаться вместо шанматье? ну и в принципе эта его "теория малых дел", может, отсюда и растет. хотел работать с размахом и так зафейлил.
пытаюсь сейчас подумать в эту сторону, какие-то поползновения есть, но даже не знаю. ну если бы Жавер подумал, что из-за него Вальжан что-то... даже не знаю. ну если очень сильно загнуть, и - Жавер же жив! - и каким-то образом они не поговорили нормально, но Вальжан знает, что Жавер жив, возможно, он даже понимает, что Жавер на него докладывать не будет. но он все равно Мариусу раскрывается и самоустраняется, и проходит время, и Жавер узнает (ну в духе my heart lies buried). и винит себя в том, что Вальжан ныкается, типа, что Вальжан его боится, ну, что-то его наводит на эту мысль (ну как в жд же Вальжан первым делом думает, что Жавер его сейчас заберет).
О__________О ЧТО Я НАГНАЛ. не знаю. не понимаю ))))))
(внезапно мне интересно, так ли легко было бы вальжану отпустить его в другой ситуации. в общем, да, легко. понадеялся бы, как всегда, на бога - авось еще и не разыщет жавер потом. но, может быть, он не был бы до того суров в доску, его бы подколки жавера больше пронимали? ой, вряд ли.)
я не помню, где я поймала краткую и точную мысль о том, что для вальжана жавера было отпустить естественно, как дышать. ну - как его не спасти, не отпустить? никак. вот он и спасает, и отпускает. для меня это в первую очередь как-то так, без дальнейшего расчета.
Но я, между прочим, таки поймала в фильме vibes жертвы Вальжана, вот просто - все-таки очень сильная сцена на пороге дома Жильнормана там, это идеально просто сделано. ну, я побольше (там в основном feelings, правда ))) написала в своем последнем посте )
а может, я просто к тексту отношусь сильно иначе, чем к визуалке. для текста многослойность и неочевидность - гораздо меньший недостаток. над ним надо думать и копаться!! и перечитывать. а кино я воспринимаю почему-то таким... цельным куском. а вот то, что мы делаем - пересматриваем, следим за нюансами игры актеров - кажется мне как бы... что оно на это не рассчитывалось. как и на написание фиков. то есть, актер может играть прекрасную continuity, но если ее из него надо с усилиеям выискивать вопреки замыслу режиссера - это все же фейл. а вот у гюго это фича, ага.
да, я понимаю. мне кажется, к визуалке все же тоже стоит относиться многослойно (иначе не интересно). но визуалка все-таки сама по себе чаще законченная. а текст-то мы сами дописываем, это без вариантов. )
ага, я вот тоже пытаюсь для себя это все разложить. но все равно! канонный вальжан в монрейле гораздо замороченней, чем, эээ, вальжан типовой американский ))) у него уже есть эта замечательная установка: "отныне для него уже не может быть середины, и если он не станет лучшим из людей, то станет худшим из них". чего как раз у американцев не наблюдается.
да, да, да. )
стал ли он благодаря тому случаю чуть больше сомневаться, что он облагодетельствовал весь город и все щасливы - и поэтому не смог себя убедить, когда размышлял, пойти ли ему сдаться вместо шанматье? ну и в принципе эта его "теория малых дел", может, отсюда и растет. хотел работать с размахом и так зафейлил.
ага.
и после этого он старается обеспечить счастье только одному человеку. =)
а как обеспечил - так все. загнил.вот просто - все-таки очень сильная сцена на пороге дома Жильнормана там, это идеально просто сделано. ну, я побольше (там в основном feelings, правда ))) написала в своем последнем посте )
дадада, там очень.
и спасибо, напомнила мне, что я должна натащить тебе туда телег )))
и после этого он старается обеспечить счастье только одному человеку. =)
а как обеспечил - так все. загнил.воооооот да. *подподушку*
спасибо за телеги, спасибо xDD
ыгы