личинка человека
А до меня доехал очередной шекспировский сонет (116-й)! Это уже третий, насколько помню. Ну, читала я их с десяток, но поняла по-настоящему еще меньше. В общем, на всю мою оставшуюся жизнь их за глаза хватит, если такими темпами. Но ведь сколько счастья каждый раз, когда обнаруживаешь, что доросла до очередной мысли Шекспира.)))
Это ведь ровно те же самые слова, которые я пыталась найти, чтобы описать... ну, платоновский идеал, отражения которого я видела в своих любимых фиках. В этом сонете - логический предел (и эстетическая вершина) этой линии мысли.
Другое дело, что антитезис колет глаза, а с осуществлением синтеза у меня большие затруднения =) Хотя тут недавно в эту копилку нашелся чудесный текст (вообще-то там по-хорошему надо все по тегу читать, но у меня руки нескоро дойдут) - мне там не столько подробности про "биожелезо" интересны, сколько общеметодологические выводы: читать дальше
И кстати, к вопросу о свободе воли: blah
Окончательно этоткорпускулярно-волновой дуализм вопрос устаканился у меня в голове, когда я услышала исполнение потрясающего стихотворения Киплинга "Hymn to Breaking Strain". "Take shame in being broken, however great the odds". Просто эти два уровня (вину-ответственность и внешнюю детерминацию) нельзя спутывать между собой, иначе черте что получается. (Ну, в простых случаях очевидно, что оно демагогия, а в сложных я пока не придумала, как надо различать.))) Но ведь точно надо. Оно как... как с мат.статистикой, я думаю. Запутанный, но вполне цельный комплекс правил применимости.)
И, черт, как же я все-таки люблю пафос (нео-)просвещенцев. В поисках источника выражения "hope springs eternal" наткнулась (из той же поэмы Александра Поупа, "An Essay on Man"):
He hangs between; in doubt to act, or rest;
In doubt to deem himself a God, or Beast;
In doubt his mind or body to prefer;
Born but to die, and reas'ning but to err.
Вообще надо собраться и медленно и вдумчиво все целиком прочесть, но я же не соберусь...
То, что у другого бы звучало меткой, но злой сатирой, у самых ясных умов Просвещения звучит как... для меня - звучит как преклонение перед возможностью человека помыслить о большем, чем он сам, об идеале - и соизмерять себя с ним, и вечно уступать в сравнении (а значит, и создавать для себя сверхцель).
И (к недавнему общерунетовскому холивару о том, как устроены мозги у атеистов кстати, я совершенно легко могу поверить, что товарищ не задавался целью никого обидеть и говорить свысока - оно совершенно искренне так получается всегда, когда честно начинаешь осознавать себя лицом к лицу с Другим, остальное - вопрос вежливости): лично у меня, уже давно собиралась записать это
Это ведь ровно те же самые слова, которые я пыталась найти, чтобы описать... ну, платоновский идеал, отражения которого я видела в своих любимых фиках. В этом сонете - логический предел (и эстетическая вершина) этой линии мысли.
Другое дело, что антитезис колет глаза, а с осуществлением синтеза у меня большие затруднения =) Хотя тут недавно в эту копилку нашелся чудесный текст (вообще-то там по-хорошему надо все по тегу читать, но у меня руки нескоро дойдут) - мне там не столько подробности про "биожелезо" интересны, сколько общеметодологические выводы: читать дальше
И кстати, к вопросу о свободе воли: blah
Окончательно этот
И, черт, как же я все-таки люблю пафос (нео-)просвещенцев. В поисках источника выражения "hope springs eternal" наткнулась (из той же поэмы Александра Поупа, "An Essay on Man"):
He hangs between; in doubt to act, or rest;
In doubt to deem himself a God, or Beast;
In doubt his mind or body to prefer;
Born but to die, and reas'ning but to err.
Вообще надо собраться и медленно и вдумчиво все целиком прочесть, но я же не соберусь...
То, что у другого бы звучало меткой, но злой сатирой, у самых ясных умов Просвещения звучит как... для меня - звучит как преклонение перед возможностью человека помыслить о большем, чем он сам, об идеале - и соизмерять себя с ним, и вечно уступать в сравнении (а значит, и создавать для себя сверхцель).
И (к недавнему общерунетовскому холивару о том, как устроены мозги у атеистов кстати, я совершенно легко могу поверить, что товарищ не задавался целью никого обидеть и говорить свысока - оно совершенно искренне так получается всегда, когда честно начинаешь осознавать себя лицом к лицу с Другим, остальное - вопрос вежливости): лично у меня, уже давно собиралась записать это
я щас испытал научно-литературный экстаз, недавно дочитав Кандида и (после этого!) прослушав лекцию о Потерянном рае, - и теперь это. *мычит*
но, кажется, меня я вот этим пафосом проникнуться не могу.по всему остальному у меня, как всегда, нет комментариев, ты слишком умно выражаешься. (для меня. ))
надо только будет посидеть над тем постом, где Левитанский. и... покопаться у себя касательно последнего. потому что, кажется, там наверчено что-то очень сложное. ))
[вот что ты пишешь и пишешь, можно я уже спать пойду! аргх.]
расскажи мне про них все немедленнону ладно, поботаю википедию, потом спрошу конкретней))но кстати я искренне верю в то, что it would be illogical for us to protest against our natures, и именно поэтому следует принимать как исходную и очень сильную гипотезу, что мы (люди) устроены более-менее правильно. оно, конечно, порочный круг и ваще нелогичная вера, но мне пофиг.
применим герменевтическую технику к пониманию природы человека!!1и послушай наконец Киплинга!!1я слишком запутанно выражаюсь
оно, конечно, зависит от общего богатства опыта и уровня развития человека. поскольку первого у меня nil, я совершенно уверена, что, если бы меня с детства не пинали всякие книжки, я бы над большей частью оснований этики ваще не стала задумываться. да и щас только от случая к случаю, а так - и с запутанной кашей в голове не ощущаю особого дискомфорта. ну вот пусть религия (и ваще всякая панкультурная идеология) и существует для тех (большинства), у кого мозг слабо работает на философию - чтобы в экстремальных ситуациях подстраховывать (когда более высокие социальные конструкты отказывают). но это конечно ведет к широким злоупотреблениям.
[xDDD я между прочим больше часа это писала! просто в черновики засунула до подходящего момента)))]
ух ты, это цитата из Библии, а я и не знала, мне искренне странно, почему все вокруг не следуют моему рациональному примеруну еще я могу долго о(т)говариваться, что можно из любого начального фреймворка себе вглубь него философию запиливать (особенно если поглядеть на век-два назад, когда религия была базисом по умолчанию - куда денешься? - это ведь совсем не то, что сейчас) - если ты тот редкий человек, которого идеей может придавить как камнем, по Достоевскому. так что, скорее, имхо, в этом смысле большинство людей (включая меня) примитивны, будь они религиозны или нет
...на самом деле, видимо, мне просто довольно сильно не повезло с семейным окружением в этом плане. их тип религиозности (собственно, единственный, с которым я хорошо знакома на личном опыте) вызывает у меня разлив желчи и мизантропии при любом близком контакте, сколько я ни стараюсь настроиться на мир, дружбу и IDIC. соответственно, и мое общее отношение к религии несет на себе отпечаток этого опыта + эмоциональный перенос.
ну, скажем, да: например, мне кажется, что любая институционализированная религия непременно будет подталкивать людей к мировоззренческим уступкам
for consistency's sakeради крайне привлекательной (и для меня тоже) целостности, единства картины мира. если она функционирует в рамках более "свободной" соц.системы (с меньшим количеством общеобязательных "мировоззренческих ограничений") - получаем, как кажется, конфликт неприятный и ненужный.вот, даже получилась хорошая гипотеза, которую можно и проверить и опровергнуть статистикой / общими аргументами.
прошу прощения за телегу - очевидно, что у меня каша в голове, а Вы так вежливо поинтересовались, как именно я собираюсь ее расхлебывать =) пока не предлагаю переходить на "ты", потому что все-таки мало Вас знаю, но, может быть, будем обращаться друг к другу на "вы" без заглавных букв?
они меня нервируют xDArcheveque, читать дальше
Извините, просто в последние пару дней пришлось выслушать много гадостей в собственный адрес поэтому поводу.
вот это у меня тоже есть. :/ но, как я говорила, имея вокруг себя позитивные примеры (верующих людей) - и не имея негативного в близком окружении (ну, я тебе рассказывала вроде? мы все крещеные, я тоже, но никогда это не было ничем особым, религия в принципе; и у старшего поколения в том числе), - мне это удалось довольно неплохо вывести из себя, как мне кажется.
Хотя нет, правильно я сначала сказала! Вот мне институт не нравится сильно. :/ Я ему не доверяю. Может, это логично в стране с РПЦ, а в любой другой можно было бы нормальнее относиться... но и все позитивные примеры вокруг меня - это люди, для которых вера вещь более-менее личная, и хотя они и с институтом тоже могут быть как-то связаны, но совсем не опираются на него.
Касательно позитивистского: ну там же такая прелесть у Вольтера. Вообще, Кандид мне относительно понравился, так... вроде бы не то что бы очень изящно, но почему-то показалось красивым - то, как он последовательно со всех сторон обосновывает (не прямыми словами, конечно) несостоятельность позитивизма по Лейбницу и т.п.
И слушать после этого про "Потерянный рай" - ну, хех.
именно поэтому следует принимать как исходную и очень сильную гипотезу, что мы (люди) устроены более-менее правильно
Ну против это я совсем даже не возражаю, на самом деле. Но тут замкнутый круг абсолютно. :/
применим герменевтическую технику к пониманию природы человека!!1
ничего не понял, что ты сказал ©
как где послушать
Но нас же всех книжки пинают. Ну, или не книжки, еще всякое... но книжки тут хорошо работают.
ну она, мне кажется, в некоторых случаях так и существует. чтоб подстраховывать. иногда даже затем и существует, наверное. Впрочем, не мне говорить. :/
да, точно, ты рассказывала; и да, вот где-то на этом месте наши питерские рассуждения и остановились.
...наверное, я подсознательно жду/требую от религиозных людей большей целостности, потому что... ну а нафига им ваще тогда религия?
так, википедию почитала))) Поупа Вольтер уважал больше :P
а насчет "Потерянного Рая" нифига не ясно - кто что хочет, то туда и вчитывает (такое чувство, что вплоть до лермонтовского "Демона"). можешь простыми словами объяснить, что все-таки там принято видеть?
Но тут замкнутый круг абсолютно. :/
это называется - воспользуемся соображениями экстра
лингвистическогоэтического порядка :Р типа прагматики :РxDDD я потому и зачеркнула, что сама не понимаю по-хорошему, но красное словцо хотелось ввернуть))) читать дальше
как где послушать
тут! и заодно вот это тоже, наконец =)
всех пинают, но не все одинаково далеко летят? ну и оно очень сильно же зависит от классовых и прочих подобных штук =\
ну так в том и проблема, что они сами считают, что существуют для гораздо более амбициозных задач =\ и это для любой штуки, пусть изначально *придуманной* для подстраховки, неизбежно - иначе она работать не сможет. ну и ваще, переходить здесь на ПОВ чисто прагматический, типа "как хорошо богатым, что бедным проповедуют смирение", "опиум для народа" и прочую конспирологию - меня как-то не тянет; идеологию необходимо изнутри рассматривать.
читать дальше
Религия не то что бы для целостности, знаешь. оО Мне не кажется. Постижение мира. Очередное.
У меня какое-то очень спокойное к этому отношение. Да, конечно, странно, если человек в половину заповедей верит, в половину - нет; я его вряд ли назову религиозным даже... Но относиться даже к Библии (если мы о христианстве, конечно...) с долей скептицизма (как к книге, написанной стопицот лет назад) - почему нет. Переосмысливать вещи - почему нет. Выбирать что-то близкое протестанству (опять-таки в случае христианства) в плане веры как чего-то личного... почему нет.
скажем, я считаю, что человеку из моей культуры можно рационально-логически доказать... скажем, ошибочность негативно-предвзятого отношения к гомосексуальности; а если он не соглашается с доказательством - проблема в его тараканах, а не в моей логике
ну это да.
(а если религиозных авторитетов у них нет - то тоже, разве же оно религия?)
ну это могут быть очень незаметные (со стороны) авторитеты, какой-нибудь знакомый священник, там. 8)
но я вообще щас подумала, что я в основном про веру, а ты, кажется, про религию. )))
а насчет "Потерянного Рая" нифига не ясно - кто что хочет, то туда и вчитывает (такое чувство, что вплоть до лермонтовского "Демона"). можешь простыми словами объяснить, что все-таки там принято видеть?
у нас была такая красота на доске во время этой лекции!
Сатана = революционные идеи = Зло
(ну это показывалась несостоятельность вИдения в Люцифере и восстании ангелов отсылок к английской революции XVII в. - что делали и даже делают многие исследователи! несостоятельность же в следующем: учитывая, что от революционных идей Мильтон и на закате жизни [во время Реставрации в Англии] не отказывался отнюдь; Сатану же абсолютным Злом признают все - тогда что, Мильтон революционные идеи Злом окрещает? конечно, нет.
вообще же преподаватель очень много рассказывал как раз про образ Сатаны, про эдакое противоречие (которое совсем и не противоречие, конечно, но как-то оно все равно тормозило людей фанфиков мало читали!) - вот-де он такой привлекательный, а как же тогда, как религиозный Мильтон мог таким притягательным Зло нарисовать. (блин, даже смешно звучит, настолько все... прозрачно >.> впрочем, там было много всяких обоснований )))
больше потом, я обещала вечер себе уделить >.> на первое не смогла не ответить. ну и увлеклась потом. про ПР расскажу, лекцию полистаю.
и нет, у меня не укладывается в голове, каким образом христианин может скептически относиться к Библии =\\ еще человек 19 века - да, окей, Уайльд себя тоже иногда христианином считал)) но если сегодня человек делает сознательный выбор... это уже не просто использование каких-то религиозный идей, этой культуры как отправной точки (...одной из) в собственных размышлениях. (как мне кажется, сегодня такие люди себя религиозными и не называют. и это правильно.)
плюс люди, которые скорее формалисты - ни о чем особо не размышляют, но... чувствами оскорбляются. вот когда я сумею себе вбить в голову, что религия сама по себе тут ни при чем, и любая большая идеология будет часто использоваться символически, помимо своего прямого назначения, содержания и любых достоинств,
как и все в консьюмеристском обществе- тогда я достигну просветления =\ тот же minorities' rights discourse в исполнении каких-нибудь властных структур США - тоже выхолащивается, превращается в лицемерную игру хороших манер и проставление галочек. что не отменяет его ценности и вполне реальной положительной силы.а про всех остальных верующих - у меня слишком мало информации об их возможных позициях и никакого frame of reference. вот это-то, может, больше всего и пугает. я только пассивно надеюсь, что с опытом информация наберется, а пока я и потерпеть могу =)
фанфиков мало читали
Сатану же абсолютным Злом признают все
ну вот Лермонтов - не очень, за что и люблю xDDD
Блин, ну не то что бы скептически! просто понимая, что это другое время и прочее. И кроме того! смотреть на библию, а не на устоявшееся ее прочтение, к примеру. ну воспринимать ее адекватно! не принимать на веру все так, как написано; трактовать, обдумывать, брать в качестве руководства, а не свода конкретных правил.
...ну терпи тогда.
ну вот второе - оно уже более подсознательное. ))
я забыла оговориться: мильтоновского Сатану из "потерянного рая". )) признают.