Промелькнул где-то случайно в ленте фильм
Chocolat (2016) - я решила посмотреть; ради практики французского, милого Омара Си (из
Intouchables, у нас известного как
"1+1") и ради истории про одного-забытого-а-тогда-знаменитого артиста (клоуна, на сцене носившего имя Шоколад) - одного из первых широко популярных черных артистов во Франции начала 20-го века (la belle epoque).
читать дальше
Я, честно говоря, люблю время от времени смотреть истории про толерантность с моралью и Десять Фактов о Нашем Ужасном Расистском (Секситском, Патриархальном, etc.) Прошлом. Даже тогда, когда им не хватает тонкости, точности или настоящей жизни, и получается картонное морализаторство - это все-таки лучше, чем ничего. В данном случае получился все-таки не картон, хотя простоты и довольно дешевой сентиментальности отвалили с избытком. Но, опять-таки, простую и даже нравоучительную сентиментальность про толерантность и зло расизма я готова прощать и принимать, когда чувствуется внутренняя искренность - а в этом фильме она есть.
История во многом автобиографическая (хотя отступлений от реальной биографии артиста под именем Шоколад там много, но ставить это в упрек фильму, имхо, нельзя - люди хотели снять фильм про расизм для сегодняшних французов, а не документалку-байопик, и это пошло им только на пользу).
Особенно интересно, на мой взгляд, сделана часть про то, как Рафаэль (настоящее имя Шоколада) оглядывается вокруг себя и осознает, что его искусство и смех людей, которые приходят на его шоу - пронизаны расизмом тонко и неразделимо. Этому способствует интеллектуал-гаитянец-марксист (?), которого Рафаэль встречает в свое краткое пребывание в тюрьме (где его бьют и унижают, пока содержат за отсутствие паспорта). Там здорово сделана история именно с постепенной радикализацией - Рафаэль ведь сначала много спорит с новым знакомым, и не хочет признавать его правоту. И, что характерно, ничего хорошего это осознание ему в итоге и не приносит. А до того все было нормально же. Ну транслировал чувак в общественный дискурс свою небольшую толику оправдания-и-принятия существующего положения вещей (и то не без инверсии - все-таки знаменитый, богатый черный артист!), ну и ладно ведь, все равно кто-то будет это делать?.. Порадовало именно то, что фильм не пытается сказать: это был правильный (или неправильный) выбор. А просто рисует картинку мира, где в силу цвета кожи человеку в любом случае нужно постоянно выбирать и идти на компромиссы.
Вторая линия, выписанная пунктиром - история партнера Шоколада по сцене, клоуна по кличке Футит. Ну и их весьма сложных взаимоотношений. Для Рафаэля это история о бунте против (изначально доброжелательного и щедрого) белого наставника и авторитета (все заканчивается, как и полагается этой истории, провалом и драматическим примирением перед смертью). Но у Жоржа Футита, клоуна в амплуа "белое лицо" (Пьеро, я так понимаю) - там своя тонкая линия. Это человек закрытого темперамента, вечно застегнутый на все пуговицы. Насколько я могу уловить, фильм неявно, но вполне определенно указывает на то, что Жорж - не только скрытый гей (не позволяющий себе - в связи с этим? - вообще никаких других вольностей и пороков) - и больше того, что одно из очень немногих глубоких чувств в его жизни - это покровительство и любовь к Рафаэлю.
С одной стороны, конечно, это все очень трогательно, и отдельные сцены я могу пересматривать прямо по пять раз =) Одновременно с этим смеясь (и отчаиваясь), насколько универсальной стеной молчания обходит эту линию что сам фильм, что половина его разборов и обзоров. Все снято специально так, чтобы при желании вы могли просто "забыть" одну маленькую сцену и игнорировать все дальнейшие выводы, которые из нее можно сделать. На фоне Очень Громко Обсуждаемой in-your-face проблемы расизма это выглядит... трусливо. И очень красиво. И все равно трусливо. Как будто возвращаешься к англоязычным сериалам начала 2000-х с их нарочитым для-фанатов-и-посвященных "подтекстом".
С другой стороны, если уж считать, что Жорж именно намеренно выписан безответно любящим Рафаэля - это в нарративе оформлено довольно жестко как очередной забег в Oppression Olympics. (Местоположение "маленькой сцены" в таймлайне особенно красноречиво работает на контраст-и-сопоставление.) Просто-белый-мужчина (даже пусть он отдал жизнь столь маргинальной, на начало века, профессии, как клоунада) - конечно, не имеет права по нашим моральным стандартам хоть на одну десятую быть оправданным перед зрителем в эмоциональной ссоре с нашим несчастным черным протагонистом. А вот если у него тоже есть маргинальная идентичность - то тогда ему позволительно сказать на камеру, что он "тоже страдал", искупить свою вину годами преданной дружбы и помощи издалека и в конце концов быть прощенным главным героем - и зрителями.
my fave is problematic 
пара слайдов


@темы:
кино я смотрю еще реже