личинка человека
вот тут очень симпатичный, хотя короткий, общий разбор мюзикла "нотр-дам". оно по ариям, и многие даже вставлены с ютуба, так что можно слушать-ностальгировать и при этом читать) там довольно очевидные вещи - критика иерархии власти и разбор общего социального месседжа - но кое-что из этого мне не приходило в голову раньше, так что полезно. ну и я не могу не любить человека, который восхищается общехоровыми песнями цыган-бродяг так же, как и я.
но больше всего меня там зацепило... абсолютно несентименатльное отношение к фролло. злой, жестокий (в том числе - бессознательно жестокий), лицемерный человек - за что его все жалеют? - недоумевает автор. и она, на самом деле, очень во многом права. и сам тот факт, что у меня это сначала вызвало порыв оправдывать и спорить - тоже говорит о многом.
на самом деле, я изначально воспринимала и фролло, и жавера - всех персонажей этого типажа у гюго - одинаково: это трагедия о том, что человек, даже обладающий многими поразительными достоинствами характера - зачастую большими, чем у многих "хороших" персонажей в том же сюжете, - может, по разным причинам, свернуть с пути Света - и даже не заметить этого.
o veiled and secret power, // whose paths we seek in vain, // be with us in our hour, // of overthrow and pain, -
здесь можно только молиться, если знаешь, кому. думать больше, проверять себя чаще. вспоминать о милосердии, которым должна смягчаться справедливость. и все равно.
только потом, когда ты начинаешь исследовать, какие же конкретно причины могли привести таких хороших людей к таким трагедиям - когда начинаешь понимать - и любить - этих персонажей - ты любишь их за лучшее, что в них есть. и забываешь о худшем. и поневоле начинаешь скатываться в сторону оправдания их поступков. любовь - особенно с нездоровой долей самоидентификации - такая штука.тут можно и младенцев начать жрать.
...немного другой вопрос: насколько это хорошая идея - так сильно любить и идентифицироваться с властью. если ты, девочка, смотришь на ситуацию и сопереживаешь фролло, а как себя чувствует эсмеральда - вообще-то тебе довольно скучно об этом думать (в лучшем случае; в худшем - "ууу, дура") - чему ты научишься в результате? тому, что мужские чувства гораздо интереснее и им стоит уделять больше внимания? аналогично re: жавер и фантина. вальжану удается выскользнуть из ловушки "лица страдательного", но все равно - кому мы уделяем больше внимания в сцене... "самодоноса"? которая у автора, вообще-то - сцена "who am i".
в общем, у власти чувства интереснее и этические конфликты глубже, ага.
и вот сейчас у меня нет никаких идей, как вывернуться из этой ловушки.
PS: да, а пилат, между прочим, интереснее иисуса. и иуда интереснее иисуса. ура!
но больше всего меня там зацепило... абсолютно несентименатльное отношение к фролло. злой, жестокий (в том числе - бессознательно жестокий), лицемерный человек - за что его все жалеют? - недоумевает автор. и она, на самом деле, очень во многом права. и сам тот факт, что у меня это сначала вызвало порыв оправдывать и спорить - тоже говорит о многом.
на самом деле, я изначально воспринимала и фролло, и жавера - всех персонажей этого типажа у гюго - одинаково: это трагедия о том, что человек, даже обладающий многими поразительными достоинствами характера - зачастую большими, чем у многих "хороших" персонажей в том же сюжете, - может, по разным причинам, свернуть с пути Света - и даже не заметить этого.
o veiled and secret power, // whose paths we seek in vain, // be with us in our hour, // of overthrow and pain, -
здесь можно только молиться, если знаешь, кому. думать больше, проверять себя чаще. вспоминать о милосердии, которым должна смягчаться справедливость. и все равно.
только потом, когда ты начинаешь исследовать, какие же конкретно причины могли привести таких хороших людей к таким трагедиям - когда начинаешь понимать - и любить - этих персонажей - ты любишь их за лучшее, что в них есть. и забываешь о худшем. и поневоле начинаешь скатываться в сторону оправдания их поступков. любовь - особенно с нездоровой долей самоидентификации - такая штука.
...немного другой вопрос: насколько это хорошая идея - так сильно любить и идентифицироваться с властью. если ты, девочка, смотришь на ситуацию и сопереживаешь фролло, а как себя чувствует эсмеральда - вообще-то тебе довольно скучно об этом думать (в лучшем случае; в худшем - "ууу, дура") - чему ты научишься в результате? тому, что мужские чувства гораздо интереснее и им стоит уделять больше внимания? аналогично re: жавер и фантина. вальжану удается выскользнуть из ловушки "лица страдательного", но все равно - кому мы уделяем больше внимания в сцене... "самодоноса"? которая у автора, вообще-то - сцена "who am i".
в общем, у власти чувства интереснее и этические конфликты глубже, ага.
и вот сейчас у меня нет никаких идей, как вывернуться из этой ловушки.
PS: да, а пилат, между прочим, интереснее иисуса. и иуда интереснее иисуса. ура!
если ты, девочка, смотришь на ситуацию и сопереживаешь фролло, а как себя чувствует эсмеральда - вообще-то тебе довольно скучно об этом думать (в лучшем случае; в худшем - "ууу, дура") - чему ты научишься в результате? тому, что мужские чувства гораздо интереснее и им стоит уделять больше внимания? аналогично re: жавер и фантина. вальжану удается выскользнуть из ловушки "лица страдательного", но все равно - кому мы уделяем больше внимания в сцене... "самодоноса"? которая у автора, вообще-то - сцена "who am i".
в общем, у власти чувства интереснее и этические конфликты глубже, ага.
и вот сейчас у меня нет никаких идей, как вывернуться из этой ловушки.
Важно, когда читаем, помнить, что только читаем, а не проживаем с ними, и что нельзя смотреть с позиции своих симпатий и антипатий на происходящее в книге (ну, то есть, иметь свои симпатии и свою "сторону", конечно, можно - это вообще естественно, что они будут. плохо - вообще не анализировать)
ну, мы ведь смотрим с позиции своих симпатий и антипатий и на происходящее в жизни, тоже по-другому не бывает. тут я категорический противник разделения "это-ведь-просто-выдумки" и жизни. это искусственное разделение, оно так не работает =(
Ай мин, мы всё равно будем смотреть с такой позиции, но одно дело - смотреть только с этой позиции, а другое - всё же анализировать и понимать, несмотря на наличие чувств.
Кстати, напомнило про Jesus Christ Superstar, где Иуда действительно интереснее. х)
задумываюсь, что sj-лозунг more agency to female characters! все-таки с сильным либерально-феминистическим уклоном (в противопоставление радикальному). оно, конечно, лучше, чем т.н. "strong female characters", где "сильные" понимается в чисто физическом смысле)) но все равно... от того, что человек несвободен в своих поступках, он не начинает меньше (или однобразнее) думать и чувствовать, ага.
янепонялможноподробнеено попозже вечером, щас мне идти надо)
Плюсую.
Фролло, конечно, тоже человек дела (нпрмр алхимия), но главная деталь, которая заставляет симпатизировать - сильные чувства.
про симпатию к фролло и прочим перечисленным персонажам, которая возникает из-за их гендерной неконформности в упарывании отношениями по "женскому типу" - это прямо гениально. кажется, лежит на поверхности, а вот я хрен додумалась)
ну, то есть, это даже логично - куча народу, и я в том числе, сбегают в слэш (и как более мягкая версия - в любовь к "фроллоподобным" персонажам) как раз для того, чтобы как-то примирить конфликт между всем, что им в женском стереотипном гендере чуждо, в том числе женская предписанная роль в *романсе* - и интересом к глубоким взаимоотношениям между людьми. только когда уже отрефлексируешь это факт (что мне удалось сделать, наверное, меньше года назад), можешь увидеть и упомянутую вами закономерность)
про эсмеральду - увы, должна признаться, что мне никогда не были по-настоящему интересны мотивы ее поступков )) ваш хедканон логичен и даже в чем-то красив, хотя лично мне, наверное, не близок. я хочу видеть в эсмеральде себя-со-стороны - *свое* отражение в зеркале - так что проецирую на нее свою собственную наивность и близорукость во взаимодействиях с людьми.
а расскажите поподробнее про маэглина? в википедии пишут, где родился, куда пошел и как умер, но не пишут, в какую именно сторону его фанаты докручивают канон, чтобы сделать из этого трехмерную трагическую фигуру)
А идентификации с маскулинной агрессией тут, по-моему, нет. Скорее проекция собственной личности с ее женским гендером в ситуацию наделенности властью и престижем.
ммм, да, идентификации с *агрессией* я тут тоже не вижу. но вот со властью - да. и я не могу это считать полностью... простительным, когда из-за стремления *не* идентифицироваться с безвластностью женщины теряют эмпатию и интерес к другим женщинам (разве все так же упарывались бы фем!клодом?).
касательно сопоставления фролло и жавера - ну, в причинах *моих* симпатий к ним все же есть много общего. меня поражала и трогала их готовность расшибить себе лоб о стенку во имя кого или чего бы то ни было, степень внутреннего конфликта, который буквально не дает им жить. собственно, в клоде меня завораживала не сама его страсть к эсмеральде, а его яростное ее отвержение, борьба с ней (и тем более трагическая, что совершенно бессильная и напрасная). что... является несколько искаженной интерпретацией, как я сейчас понимаю - но вот так я это прочитывала в свое время)
"про эсмеральду - увы, должна признаться, что мне никогда не были по-настоящему интересны мотивы ее поступков ))"
Дело в том, что Гюго не умел писать женщин. Ну вот совсем не умел.
Эсмеральда - это "пустой" персонаж. Юная прелестная дева, эмоциональная, наивная, порой смелая - но о её характере и личности _ничего_ не известно. Мы видим её эмоции, знаем, кого она любит/ненавидит/боится/etc., но о её мышлении мы не знаем _ничего_, в отличие от мышления остальных героев.
Elli Cler, дневника нет, поэтому пишу от общественного логина. Про Маэглина, если вы не читали канон, объяснять долго. Могу дать ссылки на два фанфика, один из которых мне абсолютно не нравится, но написан объективно хорошим языком, а другой, наоборот, очень нравится, но на инглише. Первый, который не нравится, вот: www.elhe.ru/ta/ta13_1.html#trat. А вот второй, который нравится: www.henneth-annun.net/stories/chapter_view.cfm?.... Вроде с прочтением должно стать понятно, что там фанаты докручивают. С формулировкой про идентификацию с властью согласна. Хотела сказать лишь то, что все гораздо сложнее и интереснее, чем обычное присоединение к более сильному в ситуации чьей-либо агрессии в адрес кого-либо. Кстати, сформулировала: симпатия к "фроллоподобным" - протест даже не против того, что чувства и отношения воспринимаются как нечто низкое и второсортное, а против того, что женщинам вначале внушают, что чувства и отношения - самое главное, а потом за результаты этого внушения еще и критикуют или высмеивают. Что касается вашей трактовки образа Фролло, думаю, она верна применительно к русскоязычному мюзиклу с Маракулиным, а применительно к канону не совсем.
Лецре, Гюго, увы, тот еще сексист, но я готова ему это простить и сделать скидку на то, что он дитя своей эпохи, поскольку он, в отличие от многих, умел писать об уязвимых людях (пусть только мужчинах) уважительно, ставя себя на их место и добиваясь того, чтобы читатель поставил себя на их место. А это даже у современных правозащитников получается далеко не всегда. Часто они будто бы защищают уязвимых людей, но при всем при том четко разделяют их и тех, кого считают себе ровней, не скрывают того, что защищаемых ровней себе не считают. Гюго же явно считал бедняков, инвалидов, каторжников полноценными, равными себе людьми - по крайней мере, писал о них в таком духе.
Совершенно искренне.
Да - он нуждался в вечном процессе, но подсознательно; сознательно же он верил в реальность цели.
Гюго, увы, тот еще сексист, но я готова ему это простить и сделать скидку на то, что он дитя своей эпохи
Для его эпохи у него всё же довольно прогрессивные мысли: вспомнить хотя бы диалог Симурдена и Говэна.
И Говэн добавил:
— А женщина? Какую вы ей отводите роль?
— Ту, что ей свойственна, — ответил Симурдэн. — Роль служанки мужчины.
— Согласен. Но при одном условии.
— Каком?
— Пусть тогда и мужчина будет слугой женщины.
— Что ты говоришь? — воскликнул Симурдэн. — Мужчина— слуга женщины! Да никогда! Мужчина — господин. Я признаю лишь одну самодержавную власть — власть мужчины у домашнего очага. Мужчина у себя дома король.
— Согласен. Но при одном условии.
— Каком?
— Пусть тогда и женщина будет королевой в своей семье.
— Иными словами, ты требуешь для мужчины и для женщины…
— Равенства.
И Эпонина, которая "Я женщина, и я вас не боюсь!"
А это даже у современных правозащитников получается далеко не всегда. Часто они будто бы защищают уязвимых людей, но при всем при том четко разделяют их и тех, кого считают себе ровней, не скрывают того, что защищаемых ровней себе не считают. Гюго же явно считал бедняков, инвалидов, каторжников полноценными, равными себе людьми - по крайней мере, писал о них в таком духе.
Согласен.
Не, я бы Жавера в этом смысле сравнила не с Фантиной, а с Мариусом. Что мы думаем о самоубийстве Жавера и что мы думаем о самоубийственном порыве Мариуса? Наверняка о первом - "ах, как трагично", а о втором - "фи, как глупо". Хотя вообще-то истинная, глубинная причина (а не внешняя, поверхностная) в обоих случаях одна и та же - последствия детского чувства, что "мой папа плохой, значит, и я плохой". Все прекрасно понимают, что ни мировоззрение, ни отношения с девушками не стоят того, чтобы лишать себя жизни, но внушение, что "в твоих жилах течет кровь подлеца" очень опасно, поскольку закладывает суицидальный потенциал (потребность от этой крови избавиться), который неизвестно по какому поводу "выстрелит". Мы так по-разному думаем о самоубийстве Жавера и о самоубийственном порыве Мариуса, во-первых, из-за эйджизма (проблемы людей старшего возраста кажутся серьезнее, чем проблемы молодых), а во-вторых, все из-за того же "романтическая любовь - это бабское, а бабское - это фу, вот Идеи и Мировоззрение - это да". Несмотря на то, что Жавер ни разу не сферический идейный герой в вакууме; книжный Жавер - это не про какую-то там героическую идейность, это про детско-родительский вопрос, то есть даже более неудобную и непопулярную вещь, чем романтическая любовь.
Вдогонку предыдущему: мне кажется, Фролло с Эсмеральдой лучше сравнивать немного не в том смысле, который имела в виду Лилит. Лучше сравнивать то, что мы думаем о готовности Фролло нарушить обет хранить девственность ради союза с Эсмеральдой, и то, что мы думаем о готовности Эсмеральды нарушить обет хранить девственность ради союза с Фебом. Наверняка о первом - "ах, какая трагедия", а о втором - "фи, какая глупость". Хотя вообще-то это одно и то же - с той разницей, что у Фролло есть власть и статус, а у Эсмеральды нет. При таком подходе моя точка зрения не противоречит точке зрения Лилит - наоборот, это прекрасно дополняющие друг друга точки зрения. Получается, образ Фролло - такой себе эксперимент на тему "если бы то, что называют бабскими слюнями и соплями, было свойственно влиятельным и статусным мужчинам, это же самое называли бы не бабскими слюнями и соплями, а великой трагедией". Напоминает известное феминистское эссе - "если бы менструация была у мужчин, они бы мнили себя героями, ежемесячно проливающими кровь".