вот тут очень симпатичный, хотя короткий, общий разбор мюзикла "нотр-дам". оно по ариям, и многие даже вставлены с ютуба, так что можно слушать-ностальгировать и при этом читать) там довольно очевидные вещи - критика иерархии власти и разбор общего социального месседжа - но кое-что из этого мне не приходило в голову раньше, так что полезно. ну и я не могу не любить человека, который восхищается общехоровыми песнями цыган-бродяг так же, как и я.

но больше всего меня там зацепило... абсолютно несентименатльное отношение к фролло. злой, жестокий (в том числе - бессознательно жестокий), лицемерный человек - за что его все жалеют? - недоумевает автор. и она, на самом деле, очень во многом права. и сам тот факт, что у меня это сначала вызвало порыв оправдывать и спорить - тоже говорит о многом.

на самом деле, я изначально воспринимала и фролло, и жавера - всех персонажей этого типажа у гюго - одинаково: это трагедия о том, что человек, даже обладающий многими поразительными достоинствами характера - зачастую большими, чем у многих "хороших" персонажей в том же сюжете, - может, по разным причинам, свернуть с пути Света - и даже не заметить этого.
o veiled and secret power, // whose paths we seek in vain, // be with us in our hour, // of overthrow and pain, -
здесь можно только молиться, если знаешь, кому. думать больше, проверять себя чаще. вспоминать о милосердии, которым должна смягчаться справедливость. и все равно.

только потом, когда ты начинаешь исследовать, какие же конкретно причины могли привести таких хороших людей к таким трагедиям - когда начинаешь понимать - и любить - этих персонажей - ты любишь их за лучшее, что в них есть. и забываешь о худшем. и поневоле начинаешь скатываться в сторону оправдания их поступков. любовь - особенно с нездоровой долей самоидентификации - такая штука. тут можно и младенцев начать жрать.

...немного другой вопрос: насколько это хорошая идея - так сильно любить и идентифицироваться с властью. если ты, девочка, смотришь на ситуацию и сопереживаешь фролло, а как себя чувствует эсмеральда - вообще-то тебе довольно скучно об этом думать (в лучшем случае; в худшем - "ууу, дура") - чему ты научишься в результате? тому, что мужские чувства гораздо интереснее и им стоит уделять больше внимания? аналогично re: жавер и фантина. вальжану удается выскользнуть из ловушки "лица страдательного", но все равно - кому мы уделяем больше внимания в сцене... "самодоноса"? которая у автора, вообще-то - сцена "who am i".
в общем, у власти чувства интереснее и этические конфликты глубже, ага.
и вот сейчас у меня нет никаких идей, как вывернуться из этой ловушки.

PS: да, а пилат, между прочим, интереснее иисуса. и иуда интереснее иисуса. ура!