Насчет всяких лихих Вальжанов-каторжников, особенно из старого Голливуда. Вещь очевидная, но у меня контекста раньше было мало - а в новогодние каникулы мы с отцом посмотрели "Побег из Шоушенка". (Отличный фильм, кстати - особенно после того, как я проржалась насчет всех !!драматичных сюжетных ходов, которые сегодня уже настолько заштампованы, что в каждой тюремной АУшке и омегаверсе их лепят подряд )
И мне стало понятно, какую историю в судьбе Вальжана видят американцы: о преодолении обстоятельств. Хороший человек, к которому была крайне несправедлива судьба, а он сумел все выдержать и справиться с нею. Победил - живи и радуйся. Если сможешь отбросить горечь из-за потерянных лет и жить, глядя вперед, а не назад - так вообще, образец человека. (И именно поэтому она обязана заканчиваться хэппи-эндов. Это история-вдохновение.)
И религиозность голливудских Вальжанов тоже какая-то очень... американская. Вот по ощущениям - чистый американский консерватизм.
(В скобках замечу, что я сама до конца не могу поставить тему "Вальжан+религия" в правильный контекст. Потому что для меня "нормальный" уровень религиозности - это чистый ноль. Все, что больше - это выделяется, это значит, что человек специально думал, это его чисто личный выбор, это маркировано. Для юга США - понятно, но и для Франции 19 века уровень этот отнюдь не нулевой! Но при этом они разные! етс. Кстати, ведь вообще-то Вальжан к официальной религии несколько параллельно относится, у него в голове своя система. И всей официальной иерархии - что светской (закон и Жавер), что духовной (тот-епископ-на-каторге) он с полным правом не доверяет.
Короче, американцам не очень ясно, почему Вальжан должен в чем-то раскаиваться, особенно после того, как епископ помог ему простить свое прошлое и зажить ради будущего. (И если так посмотреть, то я очень даже готова с ними согласиться.)) Но для них духовный путь Вальжана завершен в таком раскладе уже к Монрейлю, и дальше он только может подтверждать свое окончательное преображение (и не-держание зла за прошлое) всякими хорошими поступками. Героизм в том, чтобы *не скатываться* к тому состоянию, из которого епископ его вытащил. (И поэтому, наверно, quintessential Вальжан у них никогда не пойдет на каторгу по второму разу - в этом нет смысла для истории! И вообще будет не столько решать проблему "я или Шанматье", сколько "как рискнуть ради хорошего дела" - и планировать тщательно, как после него сбежать ото всяких Жаверов.)
Вот и, кстати, Вальжан Депардье, мне кажется, ощутимо сдвинут в эту сторону - особенно по сравнению с прочими французами (как-никак, все же национальная классика, и все предыдущие режиссеры старательно ботали киприч и ровно по нему Вальжанов лепили - ну и Дайан не могла не держать весь этот опыт в голове). Он ведь весь фильм по мелким частям приходит к пониманию, сколько он должен, встреча с епископом для него - не инсайт и полный переворот, а только первый толчок по тому пути. И только к концу фильма он приходит к тому страшному идеалу самопожертвования, каким книжный Вальжан загонялся изначально (ну или минимум с Арраса). Вон товарищ Rosa ругается на его "эгоизм" и на то, что его по этому пути надо толкать и толкать всем обстоятельствам фильма - а по мне, гениально ж придумано. И допинайте меня, наконец, это перевести. Это ж чуть не единственная экранизация, которая привлекает внимание к динамике характера Вальжана после епископа.
Нисон... хотя знает за собой много всякого нехорошего, по отношению к жизни все равно попадает в эту же категорию. А для борьбы с нехорошим он больше всех Вальжанов загоняется именно официальной религией (это вот я точно от кого-то еще сто лет назад слышала). Может быть, он всю экранизацию живет где-то на уровне канонного Вальжана-в-Монрейле.
А теперь, внимание, вопрос. Какой у нас в мюзикле Вальжан? о.О Играть там можно всякое, но прописанной мотивации в парижской части у него нет. ...И теперь я буду сидеть и думать, что же все-таки там играет товарищ Джекман. Но вот в "Who am I?" у него никакой этой сложности я не помню.
Для справок: наши рассуждения про канонного Вальжана. 1 & 2 & 3.
Я вот сама многое забыла уже! Перечитала сейчас - и жутко захотела полюбоваться, как Вальжана будет трясти (и как у него с хрустом рухнет эта вся система), если Жавер придет и донесет до него содержание своего инсайта на набережной, в той или иной форме. Потому что Жаверу он не сможет не поверить. (Мариусу... Мариусу вот сумел бы, я боюсь.) Ну, что-то похожее в сиквеле к Resignation было, но мне кажется, колбасить его будет еще больше.