Сдается мне, что я откусила больше, чем смогу проглотить. Меня уносит в теплые моря, приливом смывая любой проблеск чувства реальности...Вообще-то я пытаюсь читать Киприч на французском, но дела продвигаются медленно. (Только закончила апологию "чрезмерно многочисленных достоинств" монсеньора Бьенвеню.) Поэтому решила заглянуть в русский перевод, чтобы освежить в душе светлый образ инспектора, и открыла главу о Мариусе и пистолетах.
начиталась там всякогоБыла заново поражена адекватностью Жавера: прошедшие несколько лет ему явно пошли на пользу, хм. Это человек, который нашел свое место в жизни, и чувствует себя в принципе неплохо. (Можно, конечно, изобрести новый контекст, чтобы представить его таким и в Монрейле, но, кажется, из текста напрямик он видится гораздо более угрюмым персонажем в те годы. Надо перечитать.) И поэтому вдвойне странен его откровенный фатализм на баррикадах. (Я прочла тот же вывод о его околосуицидальных намерениях - см.ниже - у человека, который пришел к нему независимо, так что склонна доверять такой интерпретации, хотя лично мне бы она и не пришла в голову.)
Вальжан, конечно, супермен и вообще прекрасен, но неадекватен чуть более, чем полностью. ("Жизнь моя не стоит того, чтобы так уж за нее бороться". Как Козетта проживет без него, его уже не слишком волновало задолго до баррикад.) Ему прошедшие годы на пользу явно не пошли =( Опять, для верности надо перечитывать, но в Монрейле он явно таким не был (в ситуации с Шанматье инстинкт самосохранения еще давал о себе знать). Видимо, повторная каторга (и жизнь в монастыре) его совсем подвинула. И - да, как говорила Свора, он оказывает вторжению Гюго в его личное пространство активное сопротивление =)) У меня такое чувство, что иногда он попросту отказывается разговаривать с милым автором - и автору остается только описывать его поступки "снаружи", а в голову ему влезть не удается. Упрямый персонаж =)
Из полушуточного - мой мозг в последнее время находит параллели и квази-цитаты всего во всем. (Постмодернизм, ура! На самом деле, надо, видимо, просто меньше по фандомам порхать.) В главе первой встречи Жавера и Мариуса читаем: человек этот и пугал, и ободрял, одновременно внушал страх и доверие. И был похож на дога, которого иногда встретить так же страшно, как и волка. ...И вот знаете, какого еще зверя мне это описание напомнило? Льва. Аслана, да. С которым, как известно, страшились встретиться только грешники с нечистой совестью. А положительные герои, соответственно, любили и обожали, с легкой примесью почтительного страха (не считая того, что Аслан - это Иисус, разумеется). В общем, один и тот же список качеств что дышло - куда повернешь, то и вышло. Аслан - Бог, а Жавер - бездушный и жестокий антагонист, угу.
И, поскольку мой мозг никогда не вылезает из канавы... очень позабавило, как пересмеиваются Курфейрак и Боссюэ, столкнувшись с Мариусом, выслеживающим Тенардье. "О, он наверняка преследует чью-нибудь юбку, какую-то малютку!" - "Да где ты видел здесь женщин?" - "О, так он преследует мужчину! Смотри, вон тот - по одежде точно поэт и мечтатель!" - "Давай узнаем, кто он?" - "Мой милый, это неприлично!" Я сильно сомневаюсь, что это имел в виду Гюго, но если взять эти реплики как текст пьесы - их можно сыграть таким образом, нимало не выбиваясь из роли. Еще на стезе глюколовства я опять изобрела велосипед - поймала очередную параллель между Вальжаном и Жавером, которую, наверно, ловит каждый, кто дает себе труд о них задуматься.
много-много гона о мировоззрении ЖавераОни оба совершенно себе не принадлежат, их души куплены, проданы и перезаложены во славу каких-то великих сил, по сравнению с которыми человек мал и ничтожен. Если внимательно последить за Жавером, это видно: он сам себе настолько же ненужен и неинтересен, как и Вальжан - себе в последние годы жизни. Жизнь имеет какую-то ценность только постольку, поскольку она посвящена служению Высшему, а собственные желания и чувства - досадная немощь на избранном пути. Вообще, конечно, крайне интересно, какой кирпич так сильно пристукнул Жавера (про Вальжана-то нам подробно рассказали!). Сдается мне, без некоего чувства личной вины, необходимости вечного искупления-служения тут никак не обойтись.
Ну и вообще, как Жавер, человек с очень сильным нравственным инстинктом, не нашел вокруг себя никакого примера сострадательной человечности, да так и умудрялся не видеть ее (хотя был вполне способен на это) - пока Вальжан ему на голову не свалился... Ну, Вальжан, конечно, один такой на миллион, а в остальных случаях мировоззренческая схема Жавера действовала безотказно. Каждый блюдет свои интересы, каждый - вполне закономерный эгоист, но внутри "собственно общества" (куда ему самому никогда не пробиться) могут "от излишества" существовать какие-то взаимоприятные отношения. Однако, есть люди, которые стоят вне общества и этой добротой пользуются, и общество разрушают - они подлежат выдворению, и делать это само общество не может, потому что слишком мягкое внутри - делают это специальные люди, жесткие, которые к обществу поэтому тоже принадлежать не могут. В общем, этакая утилитаристская мораль, the needs of the many outweigh the needs of the few. В этом больше правды, чем кажется на первый взгляд - сословная/классовая/whatever структура общества нимало не милосердна, и всеми принимается как данность (кроме тех, кто вообще закрывает на нее глаза). Только если считать ее самоценностью, можно установить, принять некую справедливость происходящего - с тобою самим, в том числе, если ты принадлежишь к низшим классам. В общем, есть некая "структура" общества, действия, которые ее разрушают и поддерживают, а доброта - это не более, чем позволительная иллюзия, хотя в конечном итоге каждый всегда заботится о себе и своих. (И правильно делает! Если он принадлежит к обществу и заботится об обществе в целом, это понятно и весьма хорошо.) Вот только так я могу начать распутывать противоречие, которое приводит Жавера к экзистенциальному кризису из-за доброго поступка одного человека. То, что он считал нелепым и невозможным, его нравственный инстинкт сразу узнает как настоящую правду, и это разрушает все его аккуратные умопостроения. Но поступок-то на самом деле нетривиальный, такого второго не найдешь =) (Хотя, кстати, большой вопрос, как Жавер объяснял себе признание Вальжана в деле с Шанматье - но что он придумал хитрую завиральную теорию, в этом я не сомневаюсь.) Это не просто добрый поступок - это поступок, возможность которого никогда не приходила Жаверу в голову. Буквально невозможный - как невозможно, скажем, человеку летать по воздуху. Доброты-то он видел (издалека) достаточно - но она всегда была объяснима, укладывалась в схему, ее всегда удавалось игнорировать, как только он эту схему придумал - ради высшего блага=справедливости.А еще прочитала тот английский фик про Жавера-с-гитарой, который посоветовал мне один добрый анонимус.
Between the Dog and the Wolf by AmZ. Прочитала с огромным восторгом, надо сказать. Для слэшера это, скорее, джен, для дженовика - безусловный слэш. Так что, фиалковый мой фандом, открывайте с осторожностью)))
и под кат ходите аккуратно - там спойлеры
Это совершенно замечательная история (если перетерпеть первую главу и дождаться объяснений)), мне очень нравятся и стиль, и характеры, и уверенное использование канона в личных целях =) Чем я больше думала об отдельных замечаниях автора о некоторых канонных сценах и мотивациях, тем больше они мне нравились. (Особенно то, почему Жавер принял раненого Мариуса за мертвого!)
Но есть одно "но". Изображенный в этом фике под именем Жавера персонаж на Жавера из книги не похож даже отдаленно. Как кто-то из наших остроумно заметил - можно сто раз вытащить Жавера из Сены, но каждый раз он уже будет не тем Жавером, которого утопил Гюго, будет все больше от него отдаляться. Вообще-то я в это не верю =) Но данный случай как раз под это подходит. Виртуозное использование реконтекстуализации превратило этого Жавера - не сказать, чтобы в Марти Стю (хотя сначала я так и думала, это не он - это стиль у текста такой) - в другого человека. Очень замечательного и обаятельного, но в человека без тех специфических конфликтов, за которые мы Жавера любим. Мне было вдвойне тяжело отходить от этого фика, потому что этот новый персонаж мне ужасно понравился - но это, скорее, Маккой или Спок, а никакой не Жавер. Вообще, надо сказать, что стиль, настроение фика мне живо напомнили Стар Трек. Может быть, нормальному фанату "Отверженных" это будет против шерсти, но ТОС так дорог моему сердцу, так точно попадает в мои кинки... Мы все прекрасные и замечательные люди, занимаемся ужасно важным и захватывающим и правильным делом, нам все удается, потому что мы очень крутые, мы умеем дружить и любить... Те моменты, в которых подобная история проявляет психологическую наивность, я с радостью игнорирую, потому что очень хочу в нее верить. Она меня цепляет. Возвращаться после этого фика к нашему реалистичному и депрессивному канону было очень, очень тяжело.
И что касается слэша - дальше не читайте, если будете читать фик, проспойлерю насмерть! - поначалу я даже забавлялась утрированной схемой "Красавица встречает Чудовище" - или это "Джейн Эйр"? - в общем, весь-такой-несчастный-и-загадочный-герой грустными глазами смотрит на невинную героиню и почему-то постоянно нуждается в ее помощи. Вальжан в роли невинной героини уморителен, но вполне достоверен))) (Вообще, надо сказать, в стилистических рамках этого фика его характер прописан прекрасно.) Впрочем, где-то на трети фика я решила, что весь слэш ограничится воспоминаниями о прошлом - а если это дело написать хорошо, это красиво и нетривиально, я такое люблю. There's a darkness out between the stars. И Вальжан с Жавером начали общаться более на равных, вспоминать свое прошлое, разбираться и орать друг на друга - а кому такое не понравится))) Историю рассказали красивую, опасное приключение закончилось победно, и я уж было собралась взгрустнуть, что, увы, это джен, и никакой кульминации сюжета не предвидится (слэш мне не обязателен, но гармоничное построение текста - да, а там, казалось, его не будет...) - как вдруг, буквально на последней странице, внезапно! слэш!! Я была поначалу так выбита из колеи, что даже не вспомнила, сколько подстрочных намеков дано было раньше, которые я, уверенно настроившись на джен, проигнорировала =) Но гармоничность сюжета была восстановлена, и за счет неожиданности (отсутствия чрезмерного количества штампов) я даже в эту сказку поверила =) Начинаю подозревать, что это практически единственный способ заставить меня поверить и проникнуться - ни в коем случае не рассказывать романтический сюжет напрямик. Иначе я обязательно назову героев либо недостоверными, либо сентиментальными идиотами. Увы, больное место, задергали меня - и даже не представляю, что с этим делать.В общем, фик чудесный, но вылезать обратно из него очень тяжело. Еще, кстати, он заставил меня задуматься, что нашему фандому нужны концептуальные сюжеты - ведь весьма неочевидно, о чем писать после ферст-тайма (или там большого разговора по душам, если мы все дженовики). Надо потыкать в характеры палкой и посмотреть, не удастся ли еще каких философских противоречий вытащить на свет =) Да просто, видимо, нельзя разрешать сразу все конфликты одним махом - да и недостоверно это до крайности. На самом деле, там можно придумать миллиард внешних ситуаций и миллион внутренных тем для споров, которые бы обостряли уже заданную тему с разных сторон, надо только постараться...