Античная литература начинает меня удручать. Еще было бы понятно, если б я ее не любила и не понимала равномерно - но меня кое-что цепляет. Плачи о Патрокле (и "в сердце - о собственном каждая горе" - самые потрясающие строчки "Илиады"), Клитемнестра (я ей совершенно чрезмерно и нелогично сочувствую), Антигона вместе с Исменой. Те трагедии, которые читаю уже во второй раз, вызывают гораздо больше отторжения - потому что я как бы ожидаю какого-то снисхождения к себе, лучшего (взаимо)понимания - а они все по-прежнему недоступно-чужды. И, по странному совпадению, нравятся именно те моменты, которые затрагивают мои текущие идеи-фикс. Какое-то политически ангажированное чтение получается - а где же высокая художественность? а где же проникновение в мир автора / в мир чужой культуры - оно по определению должно быть бескорыстным, разве нет? То есть, конечно, все равно от своей собственной точки зрения не убежишь, но нужно как-то... отречься от сиюминутных тревог. Уметь слушать, вникать в чужие мысли - а не гоняться за ассоциациями, которые вспыхивают по каким-то личным поводам.
(На эту тему - цитата)

А вообще, даешь дыбр каждый день.
Заметила, что в пограничном состоянии между сном и бодрствованием мозг порождает иногда удивительно интересные мысли. Каких с ходу не придумаешь, если слишком увлечена реальностью. А так - случайный импульс может разбудить нейрончики, проникнуть глубоко и мысль вытащить глубокую.
Сегодня слушала, как за соседним столиком в столовой первокуры-юристы вспоминали про мораторий на смертную казнь.И понеслась душа в рай - ведь в девятнадцатом веке умные люди писали не просто об абстрактной этической дилемме, но еще и о воздействии казней на общественное сознание - особенно публичных казней. И откуда-то - саркастическая строчка: толпа никогда не даст их отменить, иначе ей будет слишком скучно, и она проголодается и захочет настоящей крови. А ведь, однако, мы ничего, пока справляемся? А это, я так думаю, нам телевидение очень помогает. Потрясающих масштабов сублимация. Не дает идее убийства чересчур нас разохотить. И именно за этим нужны дорогущие спецэффекты, а художественность тут ни при чем, ребята. (Я вообще все больше начинаю думать, что массовые виды искусства выполняют много функций поважнее чисто эстетической.)
Хотя, рассуждая чисто интуитивно, я склонна предположить, что отмена смертной казни - нелепый и непродолжительный в исторических масштабах феномен. Ну не может быть, чтобы рассуждения, приводящие к этой мысли, были настолько прочны и популярны. Или это исключительно дух пост-советского разочарования (в социальной солидарности) во мне тут отзывается?

Да, и Стивен Фрай со своим "Planet Word" безумно прекрасен. Серия о ругательствах подвела меня ближе и к идее сакрального, и к понятию "стилистической солидарности" (это бяка-закаляка, я ее придумала и теперь боюсь), чем все мои прошлые потуги.

И раз уж здесь все равно в последнее время пошла коллекция ссылок, прекраснейшая статья о настоящем смысле политкорректности и не-проработке нашим обществом своих исторических травм. (Бонус: лингвистические спекуляции, которые я, хотя обожаю, привыкла считать поверхностными и из пальца высосанными. Может, я все-таки была к себе слишком строга?)