Что-то добрый дядя интернет решил преподнести мне небольшой урок на тему патриархальной культуры. "Ой, а я думала, так бывает только в книжках." Угу. В русской жежешке сейчас активно скандалят по поводу одной женщины, которой пришлось собственноручно на вечеринке защищаться от пьяного хама. Там такой букет victim-blaming, что я даже начала понимать, зачем англичане bingo-cards составляют. И одеваться-то ей надо приличнее, и ходить в более приличные места, и водить компанию с более приличными (смелыми, уважающими её) людьми, короче, сама напросилась, а если бы он был симпатичный, а не пьяный, то и не подумала бы протестовать, ага. А как она отреагировала, какой скандал устроила, еще и дала ему сдачи - это ж вообще невесть что такое, истеричка да и только.
Нет, естественно, я ровным счетом ничего не знаю ни об одном из участников этого происшествия. Просто сюжетец очень показательный.
Лично мне бы могло даже и не прийти в голову ожидать чьего-то заступничества. И всё от испуга проглотила бы. Теперь очень хочется самой купить электрошокер или наработать хороший удар. Ми-ило.
Второй частью урока явилась современная песенка "Одиссей и Навсикая", которую кто-то выбрал для клипа на РСИЯ (а я их все пересматриваю, как помешанная). Нет, понятно, что перетолковывание древнегреческих мифов, да еще и в ключе бунта против богов и предопределения - это дело благородное, посчитайте меня тоже. Но как сама эта песенка написана... В ней нет ничего явно неправильного, но все равно, каждый раз, когда переслушиваю, поднимается такая удушливая волна негодования... Пытаюсь разобраться. Здесь, даже больше, чем в самих греческих мифах, единственное активно действующее лицо - Одиссей, а женщины - исключительно объекты действия. Вообще, песня начинается с отличной заявки, с иронии: Пенелопа "вяжет носки", Навсикая предлагает "почитать друг другу Гомера". Но дальше эта Великая Любовь принимается всерьез: Одиссей молодец, не стал никого слушать, и сами боги ничего не могут с ним поделать. А Пенелопа - вот умора-то - всё вяжет носки, "в аллегории снов не вникая", глупая девочка. Это что они сделали с одним из лучших женских образов у греков. Молодцы, ребята. Верность и преданность - пустые слова, так и запишем. Нет, понятно, что сама ситуация порождает такую проблематику: ну как муж с женой должны друг друга любить, чтобы не забыть за столько лет? И где здесь искреннее чувство, а где привычка, самообман, следование (патриархальной же) традиции? "Жди меня, и я вернусь", конечно. А из нашей песенки получается следствие, что Пенелопа - сама дура, а Одиссей ее совсем не любит, да и кому она вообще интересна, да? То есть, очень типичное отношение с женской фигуре, просто-таки слэшерское, а?
Мысль-то внутри лежит хорошая, "только тот, кто своих уничтожил богов, может стать настоящим героем", и тому подобное. Не так, чтобы очень новая мысль, но симпатичная, да, все понятно. Но сюжет, который они выбрали для ее раскрытия - с ним здорово промахнулись. Проблем получилось больше, чем решений. И мне только одно странно: этого больше никто, кроме меня, не замечает? Это же ужасно.
Все, пойду, наконец, доделаю свой дурацкий клип. Нет, ну как же все-таки плохо в одиночестве, без авторитетов, без беты... эх.