Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:42 

быть справедливым - вот что трудно

Elli Cler
личинка человека
Пересматриваю сейчас в десятый раз самый лучший единственный более-менее нормальный изо всех существующих на свете клип по "Tin Man" - Satellites - и думаю. Из общей славной истории дружбы и подвига эмпат Рры вырезан виддером более чем бесцеремонно. Просто-таки хочется пасть ниц и благодарить всех святых, что он визуально не относится ни к каким меньшинствам - иначе бы это могло породить вонь знатных размеров. А так - подумаешь, ну, какой-то вроде бы белый мужчина, хотя и кодируемый в дикаря, "близкого к природе", но не в стиле никакого из реальных этносов - так и черт с ним, кому до него дело. У нас есть сладкая слэшная парочка, у нас есть милая главная героиня - в общем, есть история, а Рры все равно персонаж "ненужный, скучный и плоский" (да, та же самая отговорка, которую разнесли в пух и прах в социальной критике, но кто о ней вспомнит).

Точно такую же реакцию у меня в свое время вызывала некая сложившаяся тенденция очернения Гэри Митчелла - старинного друга Джима Кирка, который в единственном эпизоде, где появился, приобрел суперспособности, повредился головой, попытался всех убить и в результате погиб. И ребята, придумывающие К/С в первом сезоне ТОСа, вполне объяснимо заинтригованы Митчеллом. Иногда его пишут как (бывшего) любовника Кирка - это вполне понятно. И часто - строят историю на контрасте: был плохой Митчелл - стал хороший Спок, good riddance для Джима. С драматической точки зрения - вполне эффектный и понятный ход, но по отношению к Гэри - вопиюще несправедливый. (И именно поэтому я так обожаю фики Анны Амьюз в этом таймлайне - она успешно избегает этой ловушки, и ставит привычно-ожидаемый сюжет "плохого Митчелла" с ног на голову.) Разумеется, если бы Гэри был женщиной - проблематичность данного сюжета стала бы очевидной. Но если он очередной белый мужчина - социальных подтекстов нет, и несправедливость становится сугубо индивидуальной. Разбирайтесь в частном порядке.

Я как-то раньше думала, что social justice issues - социальная критика - это о том, чтобы ко всем людям относиться справедливо (уважать человеческое достоинство любого, невзирая на личные симпатии и антипатии). И, соответственно, наша задача - всего лишь объяснить людям в общем-то неплохим, людям доброй воли, что киерархия играет с ними злые шутки, заставляет подсознательно отдавать предпочтение своим / закрывать глаза и затыкать уши от "чужих". В переложении на проблему "историй, которые мы рассказываем" и на фандом - это значит признавать за *каждым* персонажем независимость-agency и сюжетный потенциал. (И не превращать их в инструменты для рассказывания чужих историй.)
Однако получается, что это все несколько сложнее. tl;dr - намного сложнее


А, вот хороший клип, который почти-нарочито не играет на социалке, а говорит только об общечеловеческой несправедливости: What We Had.
Если говорить о компаньонах Доктора, там пропорции соблюдены довольно аккуратно. Черные персонажи (Мики и Марта) и белые (Джек и Донна, которая тематически прекрасно попадает в концепцию - просто клип делался, когда сезон с нею еще не вышел); женщины (Марта и Донна vs. Роза) и мужчины (Джек и Мики vs. Мастер); гетеро- (женщины и Мики) и гомосексуалы (Джек vs. Мастер, ну, в фанатском прочтении).
Другое дело, что у меня от самой концепции Доктора дрожь отвращения по всему телу пробегает. И я долгое время даже приблизительно не могла сформулировать, почему. Сейчас, с некоторой натяжкой, но в качестве первого приближения, мне это помог сделать пост о manpain: фетишизация абсолютной власти как благородной ответственности. Сама история - "неправильная", не та история, которую нужно рассказывать. "Абсолютная власть развращает абсолютно" - вот история-правда, которой нужен голос. А невыносимая ответственность на плечах всемогущего вершителя судеб, под которой он сгибается, но героически продолжает нести ее во благо всему живущему - это опасная, опасная, опасная ложь. Вот! =)

@темы: social justice et al., random fandom, star trek

URL
Комментарии
2011-06-23 в 19:44 

gervaz von steinadler
он как класс не существует для эпитетов нормальных
чем я больше смотрю на последний абзац, тем больше думаю, что один сюжет другому не особенно противоречит. а вернее они есть оба концентрация на одной стороне медали в ущерб другой.

2011-06-24 в 19:40 

Elli Cler
личинка человека
meute muette ничего себе, мои словоизвержения кто-то читает!

В принципе, я согласна, что должна где-то быть золотая середина. Мне поэтому так и нравятся Джим Кирк и всевозможные юристы с полицейскими, что они существуют в строгих рамках как внутри законов, их ограничивающих, так и внутри своих историй - всегда есть кто-то, кто имеет над ними власть, право их осуждать и наказывать. Это задает критический подход ко всем их поступкам и обрисовывает реалистические границы их возможностей. И только тот небольшой зазор, который остается между предписанными законом полномочиями и контролем, который осуществляется за их исполнением - только он остается на личной совести исполнителей. И такое положение вещей естественным образом рисует как историю искушения властью, так и историю личного fulfillment применением этой власти во благо (как в рамках закона, так и переступая через них по личному убеждению).

Если же говорить о той области фэнтези-фантастики, которая занимается не конструированием правдоподобных социальных структур, а постановкой отдельных людей к самые экстремальные условия - эдакий полигон тестовых испытаний разных философских понятий - здесь экстремальный дисбаланс власти принимается как данность: супергерой и серая человеческая масса. И по-хорошему история супергероя должна быть историей нравственного падения, она и не может быть другой =) А привычка американцев рассказывать другую историю - это привычка плохая. Мне кажется. (Стар Трек иногда заносит в эту сторону - в воспевание фактически неограниченной власти в добрых руках - но он обычно из нее умеет выруливать.)

А как вы себе представляете гармоничное соединение обоих сюжетов?

URL
   

не\переносимость амбивалентности

главная