19:00 

"Jesus loves you, but only as a friend."

Elli Cler
личинка человека
Одна идея, за которую, пожалуй, я больше всего люблю О-2000 - идея, в "тексте" его не прописанная, но ощущаемая в "воздухе": в недомолвках, в интонациях, в постановке сцен.
Идея о том, что изначально любовь как идеальное чувство бесформенна, всеобъемлюще-неопределима, неконкретна, - а свою "окончательную" форму, а вместе с ней и аккуратную этикетку, она получает уже после своего рождения, в ходе саморефлексии. Сначала, в процессе малоуправляемом, она примеряется к свойствам натуры любящего, к его темпераменту и его мере эгоистичности - а затем, уже в процессе иногда (но редко, редко!) заметном и самому ее субъекту, любовь ищет для себя приемлемую форму выражения, начинает учитывать всякие социальные конструкции и статусы. Без сомнения, описанное выше - платоновски-идеальная схема, это не "на самом деле" так происходит, а удобно, как бы само собой, таким образом структурируется.
Так вот, в LM есть сцена, где Жан Вальжан прощается с сестрой Симплицией в последний раз - на роль которой была, в совершенном противоречии с каноном, взята молодая, красивая и трогательная девушка - и эту сцену я каждый просмотр кручу раз по десять, никак не понимая, чудится это мне, или правда девочка в "господина мэра" совершенно беззаветно влюблена. И это очень типическая любовь ученика к учителю, между прочим - юные, еще незрелые существа часто превозносят своих наставников, в науках или просто в жизни, до полной влюбленности-обожествления. И вот этот оттенок меня там каждый раз заставляет мучительно краснеть =)
И, по контрасту, в LM есть любопытная и много раз обруганная сцена, в самом конце, где Вальжан пытается убедить Мариуса прогнать себя куда подальше. Для чего сообщения о том, что он бывший каторжник, оказывается недостаточным, и Вальжану приходится признаться, что он "любит Козетту". "Здорово", - говорит Мариус, и подумав, с недоумением: "Как дочь?" "Нет, - отвечает Жан, - я люблю Козетту." И уже это, к возмущению зрителей, оказывается достаточным =) Конечно, нельзя сказать, чтобы в каноне совсем не было на это намеков - лень искать сейчас цитату, но у Гюго Вальжан вообще никогда никого до Козетты не любил, и на ней сосредоточились все нерастраченные силы его души. И это, перефразируя для двадцать первого века, в общем-то в экранизации и сказали =) Мне на тот момент, как раз после знакомства с Тедом Стерджоном и размышлений об инцесте, все это показалось крайне поучительным: есть чувства, а есть способы их выражения, и между ними двумя - некая таинственная пропасть.

А сейчас мне на память это все пришло из-за "Портрета Дориана Грея", который я почему-то читала слишком давно, чтобы помнить хоть один поворот сюжета - и поэтому перечитываю, сейчас на середине =) Там между тремя молодыми людьми, главными героями, достаточно запутанные отношения, и это еще при том, что я догадываюсь, что "любовь, что таит свое имя" Уайльд где-то там намеками не мог не подразумевать, но вот где именно и почему - угадать не всегда могу, к его шифру нужен ключ настолько же старинный, а я живу больше века спустя. Вот и пытаюсь разгадывать шифр сама - и при этом прямое толкование не особенно здесь помогает. Конечно, можно читать "он преобразил все мое искусство" как "я влюблен в него по уши", но это почему-то как-то обедняет картину =)) И вот я пытаюсь искать ответы в полутонах - это не столько Уайльд прячет чувства от современников, сколько его герои прячут (или просто преобразуют) чувства, в первую очередь, в самих себе. И признаваться совсем не спешат - вот, только в середине книги, наконец, обнаруживается:
минута пропаганды от Уайльда =)

Да, и уж если договаривать про О-2000, он вообще highly sexed. Но я его плохо помню

@темы: les miserables, книги я читаю редко

URL
Комментарии
2015-11-03 в 21:08 

Ой, вы, главное, никому не говорите, а то меня побьют, и сами не бейте сильно (не из-под анона я бы такое никогда не написала), но я, когда читала "Отверженных", увидела некоторое сходство между линией Фролло/Эсмеральда и линией Вальжан - Козетта. Казалось бы, ничего общего, поскольку, во-первых, линия Фролло/Эсмеральда, выражаясь языком фикрайтеров, гетная, а линия Вальжан - Козетта абсолютно дженовая (вроде бы), а во-вторых, Эсмеральда от Фролло получает одни гадости, а Козетта от Вальжана только хорошее. Но общее то, что Фролло к довольно зрелому возрасту никого не любил (пусть только в романтическом смысле) и всю нерастраченную душевную энергию сосредотачивает на Эсмеральде. Явно повторяющийся мотив у Гюго. (В той же мере, в которой ситуация любовного треугольника Козетта - Мариус - Эпонина повторяет ситуацию любовного треугольника Квазимодо - Эсмеральда - Феб: Мариус просит Эпонину передать весточку Козетте и игнорирует то, что Эпонина в него тоже влюблена; Эсмеральда просит Квазимодо передать весточку Фебу и игнорирует то, что Квазимодо в нее тоже влюблен.) Я, собственно, к чему - к вопросу об инцесте. Мне кажется, страсть Фролло описана как порочная не из-за формального запрета на отношения с женщинами для священников, а из-за того, что священник = батюшка, всеобщий духовный отец, и для него любить женщину в романтическом и/или сексуальном смысле - "духовный инцест". В русском переводе Фролло зовет Эсмеральду "девушка", но французское fille - многозначное слово, одно из его значений - "девочка, девушка", а другое - "дочь". Еще интересный момент: в ряде историй "фроллоподобных" персонажей встречается тема инцеста самого что ни на есть буквального. Например, в "Грозовом перевале" несколько близкородственных браков, в линии Маэглина в "Сильмариллионе" Толкина фишка именно в том, что Идриль Маэглину двоюродная сестра, то есть слишком близкая родственница, чтобы можно было вступать в брак.

   

не\переносимость амбивалентности

главная