07:14 

I must go down to the sea again

Elli Cler
личинка человека
А, ну да, и еще я забыла записать, что уже десять раз придумала: свобода воли - это социальная иллюзия. Она начинается с ощущения "у *меня* есть свобода" - то есть с ощущения *себя* (каковое ощущение кажется мне вполне естественным для любого сложного животного с развитым мозгом: "больно" кому? мне; кто реагирует на внешние раздражители и ощущает цепь реакций в организме? *я* - то, что изначально происходило *во мне*, теперь делаю *я*) - и далее путем эмпатии распространяется на всех представителей вида. Потому что есть ощущение, что с ними нужно взаимодействовать (социальный инстинкт) - а как это делать, если их не воспринимать как субъектов? Как-то надо осмысливать и упорядочивать их действия? Исходя из своих внутренних ощущений и применяя логику индукции.
Так что свободная воля - это социальный договор. Она может и не существовать объективно - это менее важно, чем то, что мы не можем и помыслить о самовосприятии и общественном взаимодействии без интуитивного пользования этой концепцией.

***
Интересно, тот факт, что мне сейчас стало очевидно одно место из "Presbury Letters", которое казалось таким таинственным с год назад - говорит ли он о том, что я-таки постепенно умнею? Так хотелось бы в это верить. Потому что время от времени натыкаюсь на потрясающие дневники/журналы/блоги, и ребенок во мне начинает ныть: я хаачу эту погремушку! I lust for brilliance, ага. Мне нужен только высокий корабль и в небе одна звезда четкий план учения и принудительная дисциплина - и я бы тоже могла стать умной =(

@темы: недифференцированная заумь, about self

URL
   

не\переносимость амбивалентности

главная